Уважаемый Станислав, привожу текст Вашего письма полностью:
«Я почти никогда не довожу дела до конца. Любое увлечение, приносящее мне радость, я бросаю, лишь только появились определенные трудности. Если трудностей не возникает, может просто пропасть интерес и желание завершить дело. Бывает и такое: параллельно появляется одно или несколько других увлечений, заслоняющих собою предыдущие интересы. В итоге, я вновь оказываюсь «у разбитого корыта».Существует ли какая-нибудь схема преодоления данной проблемы? Как более настойчиво добиваться цели?»
Ваша ситуация очень напоминает сюжет из кинофильма «Влюблен по собственному желанию». Там герой постоянно пытается найти себе занятие, но быстро теряет ко всему интерес. Удивительно, но Вы абсолютно ничего не пишете о своей повседневной жизни — учебе, работе, родственниках, друзьях. Как будто всего этого не существует вовсе. Необходимо понять, что мы живем в мире людей и любое дело, которое мы начинаем, должно носить социальный оттенок, т.е. быть сориентировано на пользу не только себе, но и окружающим. Иными словами, нужно посвящать свою работу чему-то или кому-то (хоть Дульсинее Тобосской), поскольку это является серьезным стимулом к любой деятельности.
В основе любого дела, за которое мы принимаемся, обязательно лежат мотивы: главные и второстепенные. Именно они стимулируют нас на пути к цели. В психологической литературе описаны случаи, когда даже смертельная болезнь отступала, если человек был твердо настроен на завершении какого-либо важного дела. Судя по всему, Вы этих сильных мотивов пока в себе не обнаружили.
В моей практике был показательный пример (хотя таких примеров можно привести великое множество): много лет назад ко мне за помощью обратилась семейная пара, чей 11-летний сын никак не хотел учиться. Вопросы, обычно задаваемые при собеседовании, поначалу не выявили никаких «зацепок». И только случайно сказанная мамой фраза, все поставила на свои места: она пожаловалась, что сын весьма любит готовить на кухне. А родители ему это постоянно запрещают, ссылаясь на то, что подобное занятие только отвлекает от учебы. Пришлось объяснять родителям необходимость правильного использования такого сильного для него мотива в интересах этой самой учебы. Результат – окончание школы с «золотой» медалью.
Помимо мотивов нужно учитывать еще и тип темперамента человека: меланхолик, флегматик, сангвиник или холерик. Меланхолики, например, застенчивы и робки, а нерешительность является одним из основных свойств их характера. Его может расстроить и вывести из равновесия любая мелочь. Флегматик, напротив, все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия на пути к цели. От своих решений он не отказывается и отстаивает их с максимальной долей упрямства. Любопытство и сфера интересов сангвиника порой не знает никаких границ. Он всегда хочет узнать как можно больше и легко усваивает любую новую информацию. Ему свойственно быстрое переключение с одного вида деятельности на другое. Сангвиник способен заниматься несколькими делами сразу. Но уж если ему что-то наскучило, то он становится вялым и никак не может сконцентрироваться на происходящем. Холерику всегда хочется «поставить точку» в середине любого дела, дабы как можно быстрее начать почивать на еще не заслуженных лаврах. Новую информацию холерик схватывает быстро, но и держится она у него в голове недолго. Люди, обладающие этим темпераментом, достаточно невнимательны и нерассудительны: они почти не умеют рассчитывать свои силы и возможности.
Есть много других факторов, оказывающих большое влияние на завершение дел. Напоследок хочется дать несколько советов:
1.Волевым усилием выделите самое главное дело из общего списка предполагаемых занятий! И отталкиваться здесь лучше от необходимости, а не от собственного желания. Все остальные дела лучше записать, расставив их по уровню важности для Вас: впоследствии это поможет в выборе нового занятия. Данный шаг учит человека самодисциплине;
2.Все другие дела должны быть непременно отложены – необходимо сфокусироваться на главном занятии. Второстепенные дела можно выполнять постепенно (по мере появления некоторого интереса к ним или свободного времени);
3.Специалисты рекомендуют разбить задачу на серию небольших шагов (от 10 до 20). Порядок этих шагов также лучше отобразить на бумаге в промежуточном плане;
4.После всего перечисленного начинать дело нужно сразу же: это тоже вопрос самодисциплины. Фразы типа «после дождичка в четверг» или «начну с понедельника» нужно забыть навсегда. В противном случае результат будет таким же;
5.В любом деле важна концентрация. Концентрироваться нас заставляет интерес и стремление к конечной цели (похвала, самореализация, получение престижной работы и т.д.);
6.Не стремитесь все сделать идеально, поскольку «лучшее – враг хорошего». Отлично сделанная работа отличается от хорошо сделанной лишь виртуозностью и быстротой исполнения;
7.«Тише едешь – дальше будешь». Факт, подтвержденный практикой: чем неторопливее и основательнее выполняемые действия, тем быстрее и качественнее результат;
8.В любом деле ужен небольшой перерыв. Восприниматься он должен как награда, а не способ увильнуть от основного занятия. Его длительность (и длительность рабочего периода) нужно четко установить еще в самом начале работы;
9.Не забывайте отмечать уже сделанное в своем промежуточном плане: этим самым Вы продемонстрируете себе пройденные промежуточные этапы и скорое приближение заветной цели. Кстати, как показывает опыт, дело начинает нравиться и становиться понятным уже после трети пройденного пути;
10.После завершения всего дела нужно не забыть заполнить «победный лист» и спуститься на следующую строчку списка задач.
Желаю успехов!
(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009)
Дата публикации: 03.04.2009 Рубрика: Вопросы и ответы