Дорогая Анна!
Дети, которые в 5-летнем возрасте начинают новые отношения с решительностью взрослого человека, в реальной жизни не встречаются. Обычно ребенок знакомится с детьми, присоединяясь к их игре. Для некоторых детей этот момент является серьезной проблемой, поэтому они предпочитают играть в одиночестве. Другие довольно неуклюже или навязчиво вступают в коллективную игру, чем вскоре выводят из себя остальных играющих. Как же помочь ребенку научиться знакомиться?
Начнем с основных правил детского этикета, который состоит из 5-ти пунктов. Психологические исследования показывают, что всех детей можно условно разделить на три группы — по тому, как они присоединяются к играющим ровесникам.
Первая группа детей следует всем правилам этикета и легко входит в игру. Таким детям свойственны следующие поступки:
-выражают заинтересованность происходящим и внимательно следят за тем, как играют другие, вникая в установленные правила игры. Сравнивают уровень развития детей со своим;
-молча наблюдают за игрой или одобрительно отзываются о действиях играющих: «молодец», «хороший удар» и т.д.;
-дожидаются паузы в игре, чтобы обратиться к играющим и присоединиться к происходящему.
-в этом пункте есть свои тонкости: мальчики присоединяются к той части команды, которая больше всего нуждается в помощи, а девочки присоединяются к игре, спросив разрешения у хозяйки игрушки;
-спокойно принимают отказ, после чего начинают искать другую, более приемлемую для себя компанию детей.
Вторая группа не знакома с этими правилами и предпочитает играть в одиночестве. Эти дети не наблюдают за игрой, не делают самостоятельных попыток присоединиться к ней, а ждут персонального приглашения.
Третья группа не просто не соблюдает, а нарушает правила детского этикета. Такие дети:
-не вникая в установленные правила, начинают играть; постоянно пытаются нарушить ход игры или разрушить (сломать) созданное играющими; раздражают других детей ненужными вопросами;
-бесконечно критикуют играющих;
-вмешиваются в игру помимо воли других ее участников;
-жалуются взрослым, если не получилось прийти к взаимопониманию с новыми знакомыми.
Как вы уже поняли, самой проблемной является третья группа детей. Поэтому, если малышу трудно найти общий язык другими детьми, психологи советуют ознакомить его с пятью правилами детского этикета и рассказать ему о том, как дети нарушают эти правила.
Чем еще можно помочь малышу?
1.Выберите школьный двор или детскую площадку, где играют дети примерно такого же возраста;
2.Пусть ваш ребенок с близкого расстояния понаблюдает за игрой, чтобы решить, интересна ли она ему, понимает ли он установленные правила и т.д. Следя за игрой, ваш ребенок продемонстрирует участникам игры свою заинтересованность, и, быть может, они пригласят его присоединиться;
3.Объясните ребенку важность паузы в игре, ведь именно во время паузы можно попросить участников о том, чтобы войти в игру. Подскажите ему примерные слова, с которыми можно обратиться к играющим;
4.Учите малыша принимать отказ без лишних обид, поскольку отказ — не повод расстраиваться, а повод искать другую компанию;
5.Непременно похвалите ребенка, даже если его попытки стать участником игры не увенчались успехом.
(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)
Дата публикации: 03.04.2011 Рубрика: Вопросы и ответы