Дорогая Елизавета Ивановна!

Паломничество – это путь, в который отправляется верующий человек с тем, чтобы поклониться святыням и совершить молитвы перед ними. Так или иначе, паломничество существует во всех традиционных конфессиях. Когда-то христиане-пилигримы, побывав в Палестине, обязательно привозили оттуда пальмовую ветвь в память о своем духовном путешествии. Отсюда и произошло слово «паломничество» (от лат. palma — пальма), издавна столь распространенное и на Руси.

Надо сказать, что отечественная паломническая традиция восходит к XI веку: привычными для русских богомольцев тогда были Святая Земля, Афон и некоторые святыни родной земли (Киев, Москва, Сергиев Посад и пр.). На поклонение святыням шли и стар, и млад. Паломничество непременно уравнивало всех – князей, бояр, крестьян и нищих. Паломники предпочитали идти к святым местам пешком, выражая тем самым любовь к Богу. Современный научно-технический прогресс внес-таки свои коррективы и в паломничество: нынешние пилигримы приезжают к месту назначения на автомобилях, поездах и комфортабельных автобусах.

Специалисты затрудняются назвать даже примерное число богомольцев: считается, что ежегодно паломничество совершают до 150 миллионов христиан.

Люди отправляются в паломнический путь не только по зову души или для выполнения религиозных предписаний и обрядов, но и при наличии тяжелых заболеваний, на пороге смерти, перед принятием судьбоносного решения, при столкновении с нестандартными жизненными проблемами, во время войн, экономических и политических кризисов, массовых эпидемий и т.д. Именно от соприкосновения со святыней человек осознанно ожидает чуда. И нередко это чудо происходит!

Сейчас паломнические центры, действующие по благословению той или иной конфессии, активно приглашают к сотрудничеству врачей и психологов для реабилитации людей, страдающих различными формами зависимости: алкогольной, наркотической, игровой. Эти же специалисты сопровождают своих подопечных и членов их семей в паломнических поездках, помогая им лучше понять духовные, медицинские и психологические корни той или иной проблемы.

Паломничествовыполняет очень важные социальные, культурные и психологические функции. Многие психологи склонны считать молитвенный труд паломника особой психотехникой (прошу прощения у верующих людей за не слишком удачный научный термин), позволяющей не только избавиться от душевного напряжения и стрессов, но и отвлечься от постоянной житейской суеты, приобщившись к духовным и культурным ценностям.

Случилось так, что в сознании современного россиянина паломнические поездки зачастую смешиваются с обычным туризмом. Но туризм подчас ставит своей главной целью получение эстетического наслаждения и новых знаний, а паломничество всегда обращено к Богу, к душе и религиозно-культурному просвещению. Религиозному туризму свойственны три основные формы: паломничество как таковое, тематические экскурсионные поездки и специализированные туры, где паломники объединены со светскими экскурсантами. Но сегодня даже сопровождающих (гидов) нередко нужно самих учить психологии, постановке голоса, не говоря уже об основах религиозной жизни.

По роду своей работы мне довольно часто приходится общаться с людьми, побывавшими в паломнических поездках. И для многих их них соприкосновение с религиозными святынями становится неким рубежом, пересекая который, они начинают лучше понимать себя и своих близких, становятся добрее и милосерднее, стремятся воспитывать в себе лучшие человеческие и религиозные качества. Они в полной мере прочувствовали свою связь с родной религией и историей своего государства, что делает их неотъемлемой частью великой цепи, связывающей прошлое и будущее нашего народа.

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009; «Курьер-Поволжье», 2009; «Наше слово», 2009)


Дата публикации: 03.04.2010   РубрикаВопросы и ответы