Уважаемый Ярослав!

Современная реформа правоохранительных органов повсеместно вводит все новые и новые образовательные цензы. Например, уже сейчас, в соответствии с существующим положением о психологической службе, штатные психологи должны обладать психологическим, либо, в крайнем случае, высшим медицинским или педагогическим образованием. По сравнению с действовавшим до 2007 года приказом № 690 критерии отбора психологов на соответствующие должности стали жестче. Для того чтобы устроиться в органы МВД психологом, раньше разрешалось иметь любое высшее образование, а любой работник подразделений и отделов со статусом сотрудника милиции мог также претендовать на должность штатного психолога.

Думаю, что для разрешения данного вопроса Вам стоит ознакомиться с Приказом МВД РФ от 29 сентября 2006 года № 770 «Об утверждении положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел». Этим документом (впервые в пореформенной России!) утвержден образовательный минимум для штатных психологов, работающих в системе МВД.

Высшее психологическое образование, конечно же, приветствуется, но его наличие пока не является жестким требованием. Кандидат, не имеющий высшего психологического образования, должен пройти соответствующую подготовку на базе учебных центров для получения соответствующего сертификата. Данный документ дает право работать психологом в органах внутренних дел.

По ходу скажу, что пока ни одно профессиональное учебное учреждение в системе МВД не готовит профессиональных психологов. А ведь отсутствие фундаментального психологического образования имеет свои особые изъяны. На базе любого гуманитарного образования и после прохождения соответствующих курсов в МВД специалист получает лишь знания о том, как пользоваться той или иной утвержденной методикой. Но любая нестандартная ситуация может привести его к неразрешимой проблеме.

На психологов, работающих в системе МВД, налагается ряд серьезных обязанностей. Они проводят организационные и методические мероприятия по отбору, расстановке сотрудников, оптимизации процесса управления подразделениями на основе информации, получаемой в ходе социально-психологического изучения коллективов. Эти данные впоследствии используются руководством для решения конкретных задач кадровой политики. Методы социометрии, применяемые психологами на практике, позволяют корректировать управление подразделениями, оценивать психологический микроклимат в небольших коллективах, выявлять формальных и неформальных лидеров. Специалисты периодически проводят опросы сотрудников, что способствует более объективной оценке их нужд и запросов в служебном или личном плане, степени удовлетворенности условиями своей службы.

Штатный психолог должен иметь опыт работы и с членами семей сотрудников милиции, ведь милиционер (помимо реальной опасности для жизни и здоровья) относится к категории лиц, склонных к профессиональной деформации.

Ко всему сказанному надо добавить, что подготовка грамотного оперативного сотрудника требует длительного времени и большого расходования государственных средств. Если специалисты психологической службы допустят ошибку и на службу будет зачислен человек, не способный овладеть всеми необходимыми знаниями и навыками, то все затраты на его обучение окажутся напрасными. В итоге, государство и общество в целом понесут значительные потери.

Получается, что нынешняя система обучения психологов МВД все еще не до конца учитывает особенности реальной ситуации, складывающейся на практике.

Тем не менее, на базе любого высшего образования можно получить второе высшее, в данном случае психологическое (психолого-педагогическое), образование по 3-летней заочной программе или по 2-летней вечерней. Уже сам факт прохождения такого обучения позволит Вам увереннее чувствовать себя на новом рабочем месте.

(опубликовано в газете «Волга-Пресс», 2008)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы