Чиновники предлагают переставить мебель в российских школах. Так, заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец считает, что необходимо уйти от существующей модели размещения учеников в классах. Такое заявление она сделала во время выступления на инвестиционном форуме в Сочи, передает агентство «Интерфакс». «У нас они (классы — прим. «СВ») все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним — доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве», — сказала она, отметив, что в настоящее время классы «сконструированы неправильно».
По словам вице- премьера, «дети должны сидеть по-другому». Например, не рядами, строго парта за партой, а полукругом, по периметру, буквой «Г», в шахматном порядке. Можно сдвигать по две парты вместе, чтобы ученики могли работать не парой, а сразу вчетвером — вариантов масса. Голодец добавила, что это на первый взгляд может казаться «незначительным нюансом», но является важным элементом, влияющим на содержание школьного образования. «Для того чтобы формировать проектный подход, групповую работу, чтобы выстраивать команду, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе», — считает Ольга Голодец.
По нынешним стандартам парты (если говорить о классической для российских школ расстановке) должны стоять ровно по линейке, расстояние между рядами — 60 см, расстояние от доски до первой парты — 2 м 60 см, а от последней парты до стены — от 70 до 100 см. Таковы СанПиНы. Для каждого предмета — свой кабинет. Окна — слева, двери — справа.
«Российская газета» пишет, что есть школы, где завучи накануне 1 сентября ползают под столами с линейкой и вымеряют все до сантиметра. Иначе комиссия Роспотребнадзора может оштрафовать. Но чиновники всё чаще говорят о необходимости обновления школ — нужны классы-трансформеры, где можно было бы проводить уроки по разным предметам, а вместо дверей в классах могут быть раздвижные перегородки. По мнению экспертов, новые проекты должны дать школе свободу в цветовом оформлении помещений, смягчить требования к оформлению и расстановке мебели.
С вице-премьером согласна директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. По ее словам, ведущие по уровню образования страны вовсе отказались от стандартной расстановки парт. «Это очень серьезное и глубокое изменение, которое затронуло страны, демонстрирующие сейчас самые высокие результаты, в первую очередь Сингапур, Финляндия. Ребята работают, как правило, в мини-группах, перед ними ставится задача, та или иная цель, у них есть возможность собирать и анализировать информацию, поскольку у каждого есть доступ в Интернет». На таком уроке слышен голос не только учителя, но и группы обмениваются информацией между собой, возникает распределение обязанностей: кто-то лидер, кто-то занят поиском информации, кто-то анализирует. Группы по четыре-шесть человек сидят вокруг стола. Это может быть совместной лабораторией, обсуждением какого-то вопроса.
Заслуженный учитель России Евгений Ямбург считает, что рассадку в классе действительно стоит менять, однако в стандартном формате тоже есть свои плюсы. «В одной ситуации необходимо, чтобы учитель работал у доски, в другой ситуации, когда организуются дискуссии, обсуждение, идет проектная работа, лучше их поставить в круг, и пусть ученики работают в группах. Этому подходу уже не один десяток лет. Другое дело, что сегодня, я знаю, в Москве для малышей разработаны уникальные парты, очень легкие, с их помощью первоклассники могут мгновенно менять конфигурацию. Это зависит от того, какие цели ставит учитель, потому что это не просто механическая вещь, иначе будет напоминать басню Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Кстати, школьным преподавателям и сейчас никто не запрещает самостоятельно выбирать рассадку и формат урока. В соответствии с Законом «Об образовании» и с федеральным государственным образовательным стандартом ограничений по изменению конфигурации учебного кабинета, установке мебели нет. Творческие учителя используют разные способы расстановки мебели на уроке, чтобы более эффективно овладеть вниманием учащихся. Например, в московской школе «Созвездие» парты стоят не в ряд, а кругом. В одной из школ Нижневартовска учителя ставят под углом два крайних ряда — расстановка напоминает кусок круглого пирога. Есть школы, где педагоги выбирают шахматный порядок. Ученикам, к слову, это не очень нравится — списывать трудно. Словом, в инициативе Голодец нет ничего революционного. Может быть, это пожелание основной массе учителей не вести уроки по старинке?
Психолог Сергей Саратовский напоминает, что российская система школьного образования в основе своей имеет германскую модель. В этом случае учитель выступает неким ментором, назидающим школьников и несущим им знания. Ученикам же остается беспрекословно внимать учителю. «Это подтверждает и типичная расстановка парт в прямоугольном классе. Школьник смотрит лишь вперед, на учителя, будучи позиционно выключен из диалога с одноклассниками. Диалог же с учителем на равных почти невозможен. Прежде чем менять расстановку парт, учителю придется менять концепцию ведения урока, методику преподавания, осваивать демократический стиль общения с детьми. Стать собеседником, который делится знаниями, ощущать себя в чем-то равным ученикам. При этом не каждый педагог готов отказаться от образа ментора, от монологов на уроке, потому что просто не умеет вести диалог. Еще одна трудность заключается в том, что прежде чем преподаватель сойдет с привычного пьедестала и переключится на неформальные отношения с учениками, ему придется столкнуться с трудностями. Это непонимание со стороны коллег, дирекции учебного заведения и даже родителей. Ведь это отступление от традиционных установок! В итоге ему придется долго доказывать в профессиональной среде, что его подходы эффективны и оправданы жизнью».
Мы спросили у наших читателей, как они относятся к перестановке парт в школьных классах.
vovanovna197: «Разве перестановка парт как-то улучшит уровень знаний, которые дают педагоги? Надо не парты передвигать, а что-то с программами школьными делать».
irisha_kosha: «Почему не попробовать расстановку парт в ином порядке? Эксперименты необходимы. Дети смотрят зарубежные фильмы про сверстников, там более демократичный подход к рассадке учеников… Процесс обучения должен строиться так: учитель и ученик — друзья, единомышленники, а не начальник и подчиненные. Дети не должны служить, они должны научиться мыслить, принимать самостоятельные решения. В жестких рамках можно воспитать только стадо, а не личность».
frau_dasha: «Я училась в начале 90-х, так многие учителя-новаторы расставляли так парты».
chibiuso4ka: «У моего братика в школе каждый месяц меняют расположение парт. То шашечками, то по кругу. Это система обучения такая, эксперимент».
lenok64saratov: «У нас стояли парты полукругом в кабинете английского языка. Во-первых, это не очень удобно. Во-вторых, если б все дети из класса ходили в одну группу, то не уместились бы. Надо либо классные комнаты увеличивать, либо в спортзалах обучаться».
eh_yozik_tanyamatanya: «Мамы из других стран (Франция, Япония) удивлялись, что у нас до сих пор стоят парты. Там дети занимаются на полу до 4-го класса, в неформальной обстановке. А если стоят парты, то в классе, кроме учителя, находятся воспитатель и дежурные родители, которые помогают детям. Отношение к детям надо менять, парты — вторично. У нас вся система направлена на подавление: сиди смирно».
Сергей Саратовский обращает внимание на то, что большинство российских школ сегодня технически не готовы к перестановкам парт. Существующие типовые проекты классов просто не позволяют расставить парты полукругом. Да и действующие гигиенические нормы будут нарушены. Чтобы иметь возможность расставить парты квадратом, полукругом, нужно закладывать эти требования в проекты новых школ. Современным школам нужны классы-трансформеры, где первым уроком можно проводить физику, вторым — химию, а третьим, скажем, биологию. И учесть, что в классе может быть ученик на инвалидной коляске, с нарушением зрения или слуха, для которого потребуется организовать особое рабочее место. Вместо дверей в классах могут быть раздвижные перегородки.
Некоторые эксперты предлагают идти по пути модульных школ и разработать пакет готовых модулей для строительства. По информации «Российской газеты», эта работа поручена Московскому государственному строительному университету. Будет разработано около десяти разных типов модулей: учебные, спортивные, арт-модули с залами свободной планировки, которые можно легко переоборудовать в выставочные и конференц-залы.
Тем временем многие школы пытаются уцелеть и организовать учебный процесс в имеющихся условиях. В стране примерно 15 тысяч школ, износ которых составляет 50-70 процентов. Большая часть этих зданий была построена в 60-70-х годах по типовым массовым проектам, где не предусмотрены душевые кабинки, бассейны и др. Примерно пять миллионов дополнительных мест в классах надо для того, чтобы перевести все российские школы в первую смену. И еще два миллиона — чтобы переселить все школы из аварийных зданий в современные. До сих пор существуют школы, где дети учатся в три смены. По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, речь идет о Чечне, Дагестане и «одном из регионов Сибири», где в третью смену учатся 600 человек.
Юлия ШИШКИНА
Газета «Саратовские вести» № 26 (5525) от 16 марта 2017 года
Дата публикации: 23.03.2017 Рубрика: Публикации и интервью