С.В.Саратовский кандидат педагогических наук, психолог О.А.Угланова кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры конституционного и международного права ГОУ ВПО «СГАП»

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства. В соответствии с конституционной нормой (ст. 14) Россия является светским государством, а понятие «светское государство» не является синонимом ни атеистического государства (в котором религия искореняется из жизни общества), ни теократического, ни клерикального, ни государства, имеющего государственную религию. Однако на теоретико-правовом уровне пока не отражено единообразное понимание светскости государства. Многие категории, связанные со светским характером государства, рассматриваются неполно, спорно, а иногда и противоречиво. Законодательство в этой области также нуждается в совершенствовании как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Некоторые механизмы, определяющие взаимоотношения государства и религиозных объединений, или совсем не выработаны, или нуждаются в доработке.

Актуальность решения этой важной научной задачи особенно возрастает в период трансформации общества, характеризующийся сменой укоренившихся в массовом сознании идеалов и систем общественных ценностей на другие, нередко диаметрально противоположные. Именно в таком периоде находится сейчас многонациональная и многоконфессиональная Россия, нуждающаяся в ценностной переориентации и развитии важнейших социальных институтов.

Многие исследователи считают, что изменение системы ценностей – особый блок социально-психологических феноменов, требующих особого внимания научного сообщества. И важным здесь представляется соотношение групповых и общечеловеческих ценностей.

Тем не менее сложности возникают уже на уровне специальной научной терминологии. Возьмем, к примеру, проблему дефиниций понятия «религиозность». «Энциклопедический словарь религий» приводит три значения данного термина: 1) преувеличенная, несоответствующая вовлеченность человека в религиозную проблематику 2) возможность для человека вступать во взаимоотношения с Богом и 3) человеческое стремление действовать за пределами чисто телесных интересов, участвовать в культуре и обществе духовно настроенных людей.

Надо заметить, что первое значение термина «религиозность» вполне можно соотнести и с атеистами, поскольку последние активно вовлечены в обсуждение тем, касающихся религиозной проблематики

Не подлежит сомнению, что в условиях светскости государства религия не может быть навязана в качестве принудительной основы жизни — ни одно религиозное объединение не является государственным, а человек имеет право на свободу совести. Религиозные идеи не насаждаются сверху, со стороны власти, а исходят от самого народа, выражая его единство и патриотизм.

Благодаря светскости религиозные объединения не находятся в конфронтации с государственной властью и функционируют, руководствуясь принципом совместного невмешательства во внутренние дела друг друга, что предупреждает, с одной стороны, клерикализацию власти, а с другой — огосударствление церкви.

Однако по сравнению со странами Европы, где накоплен солидный опыт правового регулирования религиозных вопросов, процесс укоренения адекватного психологического восприятия светскости государства в российском обществе идет довольно медленными темпами.

Религиозные объединения сегодня играют всё большую роль в общественной жизни России. Представители различных конфессий, занимая активную гражданскую позицию, становятся участниками других общественных структур, объединений и организаций, например Общественной палаты Российской Федерации. Будучи составной частью гражданского общества, религиозные объединения влияют на формирование общественного мнения в стране. Нередко отдельные конфессии становятся участниками разрешения конфликтов, возникающих между верующими и государством.

Повышение интереса к религии во многом объясняется духовным возрождением страны, изменением религиозного сознания населения. Церковь перестала восприниматься как рудиментарное явление и превратилась в важнейший социальный институт. В подтверждение этой мысли достаточно назвать состоявшуюся в августе 2009 г. встречу Президента России Д. А. Медведева с муфтиями Северного Кавказа, которая имела цель укрепления позиций в религиозном образовании молодежи и утверждения правового порядка в этом регионе последние инициативы XIII Всемирного русского народного собора о защите общества от алкогольной зависимости, об ответственном поведении СМИ и возрождении социальных ценностей

Впервые в новейшей истории России Патриарх Кирилл по случаю его избрания главой Русской Православной Церкви получил личные поздравления главы государства. Выступая на торжественном приеме в Большом Кремлевском Дворце, организованном по такому поводу, Президент России Д. А. Медведев отметил: «В обновленной России отношения государства и церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в то же время на основе признания государством огромного вклада церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе» Кроме того, Д.А. Медведев отмечает, что традиции добрососедства между представителями разных народов, вероисповеданий и культур в нашей стране имеют глубокие исторические корни. И одну из ключевых ролей в их сохранении играет многомиллионная мусульманская община России. Приверженность этим общечеловеческим ценностям является основой межнационального и межконфессионального согласия

Эти идеи составляют основу светской государственности и имеют особое значение для России, страны многонациональной и поликонфессиональной.

Таким образом, современное светское государство в России характеризуется следующими признаками, которые вытекают из норм действующего законодательства, а именно: 1) отделение религиозных объединений от государства; 2) существование определенных форм взаимодействия между государством и религиозными объединениями для решения задач, представляющих социальную значимость; 3) отсутствие государственной или общеобязательной религии; 4) Равенство религиозных объединений перед законом; 5) Свобода совести; 6) Равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Различают несколько видов правового сознания, в том числе и религиозное конституционное правосознание, образованное на стыке религиозного и конституционного. Религиозное конституционное правосознание представляет собой совокупность религиозных чувств, идей, взглядов, оценок, установок, представлений, убеждений людей, на основе которых у них формируется отношение к конституционным нормам и их реализации, делается вывод о чертах желаемого конституционного права.

Отметим, что различается правосознание верующих граждан и атеистов.

По сути, авторитетными практическими руководствами для духовных лиц и мирян являются социальные концепции конфессий, в которых выражается позиция церкви по различным вопросам, касающимся жизни человека в светском государстве.

В целом ведущие конфессии положительно относятся к процессу формирования светского государства, считают недопустимыми отступления от его принципов, четко определяют взаимные права и обязанности государства и религиозных организаций, тем самым ориентируя верующую часть населения на соблюдение конституционных требований.

В дореволюционное время базисными для любой российской семьи (независимо от вероисповедания) всегда считались духовные (высшие) законы, пребывающие неизменными с момента зарождения человеческой цивилизации. Они закреплены в священных текстах всех традиционных конфессий. Эти законы знаменуют собой Высший Порядок в существующем мире и сулят защиту и помощь каждому, кто признает их справедливость. Второй уровень общественных законов — нравственные законы — всего лишь отражение общественным сознанием духовных законов. Насколько глобально изменяется вектор развития общества, настолько глобально изменяются и его нравственные ориентиры. Третий уровень — государственные (юридические) законы — является своеобразным преломлением законов духовных через нравственные законы конкретного общества. Достаточно сравнить уголовное законодательство Российской империи, СССР и современной России, чтобы понять, как менялись нравственные ориентиры и вместе с ними — юридическое законодательство

Сегодня, однако, имеются столкновения религиозных норм и норм светского права. Например, неоднозначную оценку свободе совести дает Русская Православная Церковь.

Возникают столкновения представлений атеистов с правовыми нормами, которые связаны с использованием христианских мотивов в государственной символике.

Нарушение единства религиозных и правовых компонентов в структуре религиозного конституционного правосознания приводит к его деформации в современном российском обществе, что негативно отражается на развитии светскости. В этом плане негативное воздействие на религиозное правосознание оказывают псевдорелигиозные и деструктивные объединения, религиозный фанатизм, религиозный экстремизм, терроризм и различные проявления ксенофобии.

В связи с этим представляется справедливым мнение протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «Выжить может только та нация, которая имеет свою достаточно сильную систему образования. После длительного периода власти воинствующего атеизма приобщить народ к вере и связанной с ней культуре без специальных образовательных мер вряд ли возможно».


  1. См.: Конституция РФ 1993г. с поправками от 31 декабря 2008г. // Российская газета. 2009.21 января; Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России (понятие, содержание, механизм защиты).Саратов, 2002.
  2. См.: Современное общество: человек, власть, экономика // Материалы научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов фак. соц. и гум. наук. Сарат. гос. ун-та. Саратов, 2006.
  3. См.: Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. — /сост. К.В.Сельчонок. – Минск. М., 2001. 544 с.
  4. См.: Послание Президента Федеральному Собранию РФ за 12 ноября 2009г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.; а также: Фаризова Ф. Религия станет оружием борьбы с экстремизмом // Известия. 2009. 31 августа.
  5. См.: Яковлева Е. Веселие есть не пити на Руси // Российская газета. — 2009. — 26 мая; Мещерякова, А. Ф. Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики по профилактике псевдорелигиозных образований в светском государстве (на примере событий под селом Никольское Пензенской области): сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Малько, В. А. Терёхина. Пенза, 2008; Мещерякова, А. Ф. Влияние правового сознания на формирование и развитие светского государства // Правовая политика государства: теория, история, практика: сб. ст. Пенза, 2009. Вып. 5
  6. См.: Кузьмин В. Соборная площадь. Вчера в Кремле чествовали нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Российская газета. — 2009. — 3 февраля; Выступление Президента России и Святейшего Патриарха на торжественном приеме в Кремле // Церковный вестник. — 2009. — Февраль.
  7. См.: Д.А. Медведев поздравил российских мусульман с Курбан байрамом URL: http://www.riadagestan.ru/news/2010/11/16/105725/
  8. См.: Саратовский С.В. Человек, общество, религия: межконфессиональное взаимодействие в современной России (Всероссийская научно-практическая конференция «Динамика развития демократического устройства в России сквозь призму правовых, экономических и социальных проблем современности», посвященная 15-летнему юбилею Гуманитарного института (Москва) и 10-летнему юбилею Шахтинского филиала Гуманитарного института, Шахты, 29.04.2009. Материалы конференции).

Дата публикации: 02.03.2015   РубрикаНаучные статьи