По статистике Всемирной организации здравоохранения, выраженными психическими расстройствами страдают 10% всего населения земного шара, а каждый четвертый человек рано или поздно столкнется с ними.
Заведующий медико-реабилитационным отделением Московской психиатрической клинической больницы №1 им. Н.А.Алексеева Аркадий Шмилович рассказал газете «Известия», что психические расстройства стали весьма распространенным явлением в молодежной среде. Часто они сопровождаются приемом психоактивных веществ. «Только в нашу больницу практически ежедневно поступает один-два студента, совершивших суицидальные попытки. При этом в стране нет эффективной профилактики психических расстройств».
А вот тяга к знаниям в этой сфере и потребность в помощи у молодежи огромная. В 2015 году специалисты провели несколько психотерапевтических и просветительских занятий со студентами первых курсов МГУ и РГГУ. «После каждой лекции, посвященной тому или иному психическому расстройству, ко мне выстраивается цепочка учащихся, которым нужна личная консультация. Давно известно, что студенты — это наиболее уязвимая группа. На «студенческом материале» проводится очень много научных исследований в психиатрии. В то же время учащиеся редко обращаются за помощью к врачам, даже если оценивают свое состояние как болезненное»,- сказал Аркадий Шмилович.
Он отмечает, что в результате анонимного опроса, проведенного в рамках пилотного проекта, выяснилось, что от 70 до 80% студентов нуждаются в той или иной помощи психиатра, начиная от консультации и заканчивая лечением. Однако практически никто из учащихся не обращался за профессиональной помощью. «Молодые люди боятся, что окружающие узнают, что они не такие как все, будут считать их ненормальными. Это называется «социальная стигматизация». Если они обратятся в государственное лечебное учреждение, то их фамилия непременно окажется в амбулаторной карте, эта информация, вероятно, дойдет до руководства вуза и однокурсников. А на частного специалиста у студентов денег нет», — считает эксперт.
Недавно московские психиатры и психотерапевты запустили пилотный проект профилактической помощи студентам, в котором уже участвуют несколько государственных вузов. Студенческое сообщество поддерживает инициативу психиатров, но при условии, что учащихся не будут принуждать к обследованию. «Психологическая помощь особенно актуальна для первокурсников. В большинстве это еще несовершеннолетние дети. Они буквально вчера испытали тяжелый стресс, связанный со сдачей ЕГЭ. А приехавшим учиться в Москву из регионов очень непросто адаптироваться к новой жизни в столице», — заявил председатель профсоюза студентов России Алексей Казак.
В свою очередь душевным здоровьем школьников озаботился главный психиатр России Зураб Кекелидзе. По его словам, в московских школах вскоре появится урок психологии. Он будет преподаваться с 3-го по 11-й класс в рамках предмета ОБЖ. Психиатр давно ратует за эту идею, еще в 2014 году заявлял, что преподавание предмета психологии обязательно с 3-го класса, «так как дети в этом возрасте подвержены воздействию негативной среды. Если в школе преподается психология, то важнейшее значение должно придаваться переходному периоду».
Практикующему психологу, советнику министра образования Саратовской области Сергею Саратовскому эта идея нравится.
«Региональная Гильдия психологов и педагогов, которую я возглавляю с 2014 года, выступает за возвращение в школу предмета «Этика и психология семейной жизни». Аналоги этих уроков исчезли из школ в 90-х годах, а жаль. Школьники недостаточно сведущи в этом отношении. Родители помочь не могут, а у детей нет компетентного источника знаний о правильном поведении в обществе, в семье. Считаю, что с 3-го класса ребенка надо учить психологически верно выстраивать отношения с окружающими. Он должен знать, когда и куда обратиться со своей психологической проблемой, ведь в 13-15 лет уже случаются и первые суициды, и первые аборты. Уверен, что многие кризисные ситуации можно было бы предотвратить или разрешить, если бы ребенок имел первоначальные психологические знания. По статистике, около 70% современных российских детей имеют те или иные отклонения психологического плана».
Идея психологического просвещения в российских школах озвучивается не первые. В 2014 году Совет Федерации заявлял о необходимости ввести в школьную программу предмет «Психология человека». Такова была реакция на данные Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России о том, что к 2020 году депрессия может выйти на второе место среди заболеваний, которыми массово страдают россияне. Инициатор предложения заместитель председателя профильного комитета Совфеда Людмила Козлова пояснила, что важно ввести уроки психологии в школах, которые бы не создавали дополнительной нагрузки на учеников, но при этом помогали бы детям адаптироваться ко взрослой жизни. «Можно построить такие уроки, чтобы их проводили психологи, педагоги и врачи. Например, не в рамках обязательной программы, а раз в неделю в рамках школьного часа. Надо посмотреть школьные программы и нагрузку школьников, чтобы, вводя такие уроки, не усилить нагрузку на детей и не спровоцировать нарушение адаптации у школьников и раз- вития у них различных нервно- психических расстройств», — отметила Людмила Козлова.
Сергей Саратовский тоже считает, что необязательно вводить отдельный урок в расписании. «Это могли бы быть темы в контексте уроков ОБЖ, физкультуры, анатомии, внеклассные часы. Главное — правильно разработать методику преподавания этих знаний. У нашего региона в этом плане большой потенциал — два года школьные учителя из районов области проходят подготовку на базе Саратовского областного института развития образования. Курс по медико-социальному и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса читают психологи, социальные педагоги, врачи. Эти знания учителя привозят в свои школы, передают коллегам, родителям и ученикам. Проектом охвачены 85% региональных школ. Так что мы уже осуществляем психологическое просвещение детей, и я только «за», если это выйдет на федеральный уровень».
А вот заслуженный педагог РФ, директор школы-лицея № 56 Санкт-Петербурга, член Общественного совета при Министерстве образования Майя Пильдес выступила против введения предмета «Психология» в школах. «Это работа школьного психолога, который должен обязательно работать с детьми. В свое время, когда резко начали экономить на ставках и предлагать сокращать психологов и организаторов внеклассной работы, те, кто послушал это и сократил, создали для себя проблему», — рассказала она «Известиям».
Если государство озаботилось психологическим просвещением детей и молодежи, то придется пересмотреть и свое отношение к специалистам. Например, статус школьного психолога сегодня вызывает много вопросов. Функционал и полномочия размыты, не продуман алгоритм оплаты труда, низкой остается заработная плата. Ситуация, когда психологов в школах начали массово сокращать из экономии средств, сейчас остановлена. Но многие директора учебных заведений предпочитают, вместо того, чтобы платить «из общего котла» лишнему рту, нагрузить психологической «полставкой» предметника, который не владеет инструментарием работы со школьниками и учителями. Функции психологов в основном перекладывают на преподавателей физкультуры и биологии, рассказывают эксперты. В итоге работа «врачевателя душ» превращается в профанацию, дети и родители не доверяют горе-специалисту, который только и делает, что проводит тесты и устраивает тренинги, травмирующие детей.
«У нас в школе есть психолог и урок психологии, — рассказывает одна из читательниц «СВ». — Но создается ощущение, что урок предназначен для изучения и тестирования детей, а не для практической помощи и демонстрации инструментов решения проблем и путей выхода из них. Урок нужен, но с точки зрения возможности дать детям умения решать, выходить и не создавать конфликтные и кризисные ситуации. И желательно не в теории, а на практике, например в виде моделирования различных ситуаций и выхода из них».
Кроме того, многие родители, опрошенные «СВ», полагают, что одним лишь введением уроков психологии проблему расстройств нервной системы среди учащейся молодежи не решить. «Мне кажется, нужны не только психологи, но и нормальное отношение к детям, не запугивание, а просто учеба и любовь к своей работе. А сейчас в школах только стращают детей, что они не сдадут ЕГЭ!», — пишет одна из интернет-пользователей.
И в этом есть большая доля истины. Если школьные учителя вместо прессинга будут проявлять больше уважения к личности детей, делать процесс обучения и воспитания человечнее, то, в конечном итоге, и пациентов у школьных психологов будет значительно меньше.
Юлия ШИШКИНА,
газета «Саратовские вести» № 125 (5480) от 17 ноября 2016 года
P.S.
Оригинал статьи называется «Физрук от семи недуг»
Дата публикации: 19.11.2016 Рубрика: Публикации и интервью