Дорогая Оксана!

Этот вопрос непременно должен решаться родителями в тесном взаимодействии с воспитателем детского сада, будущим школьным учителем и психологом.

Для любого ребенка первый класс – не только шаг к началу серьезной учебы, но и, если хотите, своеобразное «контрольное сравнивание» себя с другими детьми. Отдаем ли мы – родители – себе отчет, насколько непростыми могут оказаться школьные будни для первоклассника-шестилетки? Ведь именно первый класс ставит незримую границу между беззаботным детством и первыми шагами к взрослой жизни с ее непременными обязанностями. Как только ребенок начинает посещать школу, отношение взрослых к нему самому и к его занятиям становится более серьезным и взыскательным.

С какого возраста лучше начинать обучение в школе? Среди специалистов единого мнения на данный счет нет, ведь многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его развития, ситуации в родительской семье и специфических требований конкретной школы.

Примерно к 6-летнему возрасту у большинства детей начинает проявляться осознанное желание стать школьниками. Родителям следует выяснить, что именно привлекает ребенка: стремление к новым знаниям или знакомствам, желание стать взрослее или скорее надеть школьную форму – все это может явиться важным мотивом для учебы на будущее. Ребенок должен быть готов к принятию нового для себя статуса – статуса школьника. Если такой готовности нет, то ученику (даже при наличии необходимого запаса умений и хорошего уровня интеллектуального развития) будет весьма трудно в школе.

Очень хорошо, если в школе предусмотрена дошкольная подготовка. Она позволяет загодя определить не только степень готовности ребенка к обучению, но и лучше понять требования учителя. Необходимо также согласовываться и с программой учебного заведения. Психологами традиционно считается, что, например, в гимназию, где высоки требования, а обучение построено более жестко и системно, лучше идти с семилетнего возраста. Надо заметить, что сейчас все более популярными становятся школы-сады, где процесс перехода из дошкольного периода в школьный происходит достаточно мягко и безболезненно.

Если Вы решили отдать ребенка в школу с 6 лет, то нужно понимать, что в этом возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации, а труд становится интересным и познавательным.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок пошел в школу физически здоровым, развитым, и крепким. Исследования последних лет показывают, что важнейшей физической способностью младшего школьника является выносливость, поскольку она тесно связана с работоспособностью — качеством, без которого невозможен успех в учебе.

Но одной только физической готовности мало. Для ребенка важна также психологическая и интеллектуальная готовность к обучению. Оценивая умственные способности малыша, задайте себе вопрос: достаточно ли хорошо мой ребенок ориентируется во времени, пространстве, своем ближайшем окружении? Будущий школьник должен хорошо знать свой адрес, наименование населенного пункта, где он проживает, название нашей страны и ее столицы. Замечательно, если он помнит не только имена и фамилии, но и отчества своих родителей, место их работы. Ему необходимо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Дошкольник должен правильно называть месяцы, дни недели, текущий год и быть знаком с названиями основных видов деревьев, цветов, домашних и диких животных.

Да, шестилетний ребенок умеет многое. Но не стоит слишком переоценивать его умственные возможности. Например, логическое мышление у шестилеток еще недостаточно развито.

Не все дети одинаково легко приспосабливаются к новым условиям. Для того чтобы ребенок смог быстрее адаптироваться к учебе, важно, чтобы в родительской семье отношения были доброжелательными и доверительными. Неприемлемые методы воспитания и конфликты в семье, трудности в общении с окружающими, излишне заниженная/завышенная самооценка у ребенка, отрицательный стиль отношения учителя к ученику, конфликты между родителями и учителем — все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.

Обнаружив серьезные прорехи в воспитании своего чада, постарайтесь не торопиться с поступлением в школу, пересмотрите свои воспитательные позиции, заручитесь поддержкой специалистов и начните все снова!

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы