Школьник за рулем автомобиля. В России это может стать реальностью. В Госдуму РФ внесен любопытный законопроект: депутаты предлагают выдавать юношеские водительские права с 16 лет.
Соответствующие поправки в Закон «О безопасности дорожного движения» — инициатива первого зампреда комитета Госдумы РФ по образованию Олега Смолина, который считает, что молодые люди получат бесценный практический опыт управления автомобилем в дорожных условиях и количество ДТП с участием начинающих водителей уменьшится.
Итак, предлагается разрешить допуск к управлению транспортными средствами категории «В» (легковыми автомобилями) молодым людям с 16 до 18 лет, получившим права категории «U», то есть юношеские.
Оговаривается обязательное условие: рядом с юнцом должен находиться опытный водитель со стажем управления машиной более трех лет. Предусмотрен и штраф для тех, кто сел в авто без сопровождающего, — от 2,5 до 5 тысяч рублей.
Известно, что подобные эксперименты ставились в разных странах и давали положительный результат. Но готовы ли россияне к появлению на дорогах новой категории водителей, у которых молоко на губах не обсохло?
В Интернете и СМИ периодически появляются видео, как дети без спроса садятся в папину машину и колесят по пешеходным проспектам, пугая прохожих, а то и похуже. В мае этого года в Рязани у водителей глаза на лоб полезли, когда они разглядели за рулем соседней машины… первоклассника. Семилетний мальчик заскучал дома в одиночестве, нашел ключи, завел родительский хэтчбек и поехал посмотреть город. Каким-то чудом он миновал 3 поворота и 4 светофора, после чего юного шумахера остановили автоинспекторы. В июне этого года в центре Иркутска подросток на папиной «Волге» устроил гонки с полицейскими машинами. Остановить нарушителя пытались более 10 экипажей. В июле в Приморье 16-летний подросток взял отцовский автомобиль и вместе с другом поехал кататься. Парни разогнались так, что иномарку унесло в кювет. Горе-водитель погиб. В Гродно 7-летний мальчик нашел ключ от папиной машины и разбил четыре авто. Раз они все равно ездят, может, действительно имеет смысл дать им право вождения и контролировать?
В московской автошколе «АвтоМир» заявили, что в новшестве, предложенном Олегом Смолиным, есть рациональное зерно. «По нашему мнению, чем раньше человек начнет обучаться, а соответственно и практиковать вождение, тем устойчивее будут его навыки. Обучаться в школьном возрасте, особенно моторным навыкам (а в управлении автомобилем координация движений играет ключевую роль), легче и значительно быстрее. Так, водители, вышедшие из детского автоспорта, где позволено управлять автомобилем и в более раннем возрасте, значительно уверенней владеют машиной. Мы всецело поддерживаем практические занятия с раннего возраста. Но считаем, что движение по дорогам общего пользования возможно с лишь полным принятием на себя ответственности. К сожалению, шестнадцатилетний подросток еще не может отвечать за себя».
Понимает рвение юношей поскорее сесть за руль специалист по связям с общественностью сайта «АвтоСаратов.ру» Олег Федоров. «Я помню себя в возрасте 14 лет, как я мечтал водить машину. В районе Сенного рынка в Саратове располагалась детская спортивная автошкола, и мы, мальчишки, выстраивались в очередь, чтобы позаниматься на тренажерах. Как только мне исполнилось 18 лет, я получил водительские права и был счастлив. Сегодняшние дети рано взрослеют, и, думаю, 16 летнему школьнику вполне по силам выучить все правила дорожного движения, уверенно чувствовать себя на городских улицах. Поэтому инициатива о выдаче прав с 16 лет вполне здравая. Но надо взвесить риски. Рядом с юнцом должен находиться взрослый. Но одно дело, когда в учебной машине это инструктор, у которого в случае чего есть запасные педали, чтобы вмешаться в ситуацию. А что может сделать, хоть и опытный, водитель на соседнем кресле в обычной машине? Только быстро ухватиться за руль. Если риски этого новшества поставят под угрозу безопасность на дорогах, то лучше не давать права в 16 лет. Возможно, перед тем, как выпускать школьника на машине, нужно устроить ему строгий экзамен, погонять на практике в учебной зоне и только после этого разрешать становиться полноценным участником движения. Нужно взять за ориентир заграничный опыт, как там все поставлено».
В США практика раннего вождения прижилась давно. Минимальный возраст для получения водительских прав в разных штатах колеблется от 14 лет и 3 месяцев в Дакоте до 17 лет в Нью-Джерси. Для начинающих водителей в США не существует дополнительных ограничений скорости, запрета управлять автомобилем с прицепом. Правда, американские правила запрещают вождение машины подростками по ночам и регламентируют количество несовершеннолетних пассажиров в автомобиле, управляемом подростком. Юношеские водительские права в Германии существуют с 2013 года.
Юрист, эксперт саратовского правового агентство «[RE] Акция» Олеся Аблезгова шестнадцать лет общается с отечественными автовладельцами и ведет дела, связанные с ДТП и страховками. Она не допускает никаких «если». «Я категорически против выдачи водительских прав 16-летним. И вот почему. Культура вождения, водительская грамотность, соблюдения ПДД на отечественных дорогах сейчас очень низкие. А современный ритм жизни, экономические проблемы делают автовладельцев эмоциональными, возбудимыми, нервозными. 16-летний возраст лишь усугубит это состояние. В силу малого жизненного опыта юный человек еще не вполне осознает последствия своих действий. Недостаточно выучить ПДД, надо иметь в виду множество сопутствующих факторов — как поведет себя машина в условиях определенной погоды на том или ином дорожном покрытии, учитывать поведение пешеходов — детей, пожилых, инвалидов».
В качестве доводов своего «против» Олеся Аблезгова приводит статистику ГИБДД, по которой ДТП часто случаются по вине именно молодых неопытных водителей. Кроме того, она напоминает о том, как важны возраст и водительский стаж при оформлении страхового полиса ОСАГО. Чем моложе человек за рулем, тем более высокий коэффициент стоимости полиса устанавливает страховая компания, имея в виду больший риск попадания в аварию. «Обратите внимание, как участились в последние годы аварии с участием водителей скутеров и мотоциклов. На них как раз гоняет молодежь, не соблюдая ни скоростной режим, ни ПДД», — говорит юрист. В ответ на аргумент «А как же за границей?» Олеся Аблезгова предлагает обратить внимание на качество обучения, на строгость критериев получения этих прав, на организацию дорожного движения, на состояние дорог, в конце концов. «Сначала в нашей стране эти факторы надо привести в такое же соответствие, как за границей. А пока все сходство заканчивается возрастом, в котором можно получить права».
Отказывает 16-летним в праве садиться за баранку и главный психолог Министерства образования Саратовской области Сергей Саратовский.
«В этом возрасте человек считается ограниченно дееспособным — за счет еще неполностью сформированной психики. Неустойчивая нервная система с постоянной сменой настроения, гормональная перестройка организма, психологические изменения личности, плюс ко всему – в этом возрасте подростки переживают свои первые глубокие чувства. Вдобавок это еще и самый ответственный возраст для учебы в школе — выпускные классы, экзамены, выбор будущей профессии. Представьте, если ко всей этой нагрузке на организм еще добавится управление автомобилем со всеми вытекающими отсюда стрессами! Нагрузка непосильная, поэтому я против выдачи прав вождения 16-летним. Учить — пожалуйста! Учить ПДД, вежливому поведению на дороге, правилам оказания медицинской помощи, требованиям законодательства РФ, включая и ознакомление с персональной ответственностью водителя и пешехода перед законом — все это можно и нужно преподавать до 16 и старше. Но становиться полноправным участником дорожного движения надо разрешать с 18 лет. Я бы ввел ограничение скорости для водителей от 18 до 21 года. В автомобиле начинающего водителя со спецзнаком «!» на стекле следует техническими средствами устанавливать ограничитель скорости — 60 км в час. Я сам водитель с многолетним стажем и считаю, что 60 км в час — самая комфортная скорость, чтобы отрабатывать торможение, повороты, маневры и пр. Пусть три года закрепляет свои знания на практике, а не лихачит».
Боятся угодить под колеса юных шумахеров и простые горожане. «Я бы у некоторых и в 30 лет отобрала права. Мозгов нет ещё в 16, сплошные «понты» и выкрутасы, — горячится саратовчанка Тамара Райт. — Есть, конечно, исключения из правил, какой-то процент «прилежных» девочек и мальчиков, но, как правило, — это ещё дети, а детям свойственно в игрушки играть, вот и пусть играют. Управление авто — слишком серьезное занятие, требующее хороших навыков, опыта, ответственности за жизни других людей. Я против!»
Жительница Саратова Юлия Гнусина не так категорична, она призывает вспомнить недавний отечественный опыт обучения будущих водителей. «Подобная практика была ещё в советское время. С 9-ти лет мальчики изучали автодело, а по достижении совершеннолетия и на основании справки об окончании автошколы им выдавали права. Мой сын также занимался в автошколе с 9 до 12 лет, пока данную практику не прекратили, к большому сожалению. Мальчики изучали двигатели, участвовали в автогонках. Там же детям и прививали чувство гражданской ответственности. Отличия такой автошколы от обычных курсов в длительности, что позволяет досконально изучить предмет. Если ко всему подходить с умом, то все будет хорошо».
Пока вызывает вопрос юридическая состоятельность предложения узаконить юношеские водительские права. Так, в ГИБДД «Российской газете» сообщили, что посадить школьника за руль в России практически нереально. Для этого придется сдвинуть дееспособный возраст с нынешних 18 лет до 16. Сейчас 16-летние люди считаются частично дееспособными. То есть они не могут совершать сделки без согласия родителей или опекунов, а также нести полную ответственность за свои действия. А для этого потребуется менять не только Гражданский кодекс, но и Конституцию.
Юлия ШИШКИНА
Газета «Саратовские вести» № 36 (860) от 14 сентября 2016 года
Дата публикации: 19.09.2016 Рубрика: Новости, Новости сайта