Дорогая Ангелина, привожу текст Вашего письма полностью:

«В последнее время моя старшая сестра занята поисками работы и часто просит меня посидеть с ее 3-летним малышом, которого я очень люблю. Но мальчик чрезвычайно подвижен и непоседлив, и после его ухода мне долго приходится приводить квартиру в порядок. Как научиться утихомиривать шалуна?»

 

К сожалению, в своем письме Вы не приводите никакой конкретной информации о матери и отце ребенка и психологической обстановке в родительской семье. Поэтому я делаю вывод, что Вас интересуют лишь тактические методы работы с его излишней активностью.

Надо сказать, что дети по своим физическим и психологическим особенностям весьма отличаются от нас, взрослых. Это и делает их более активными по сравнению с нами. Но если ребенок безостановочно носится по квартире, крича не своим голосом, или хаотично размахивает конечностями, не слыша Ваших обращений к нему, то некоторые меры предпринимать все же нужно. Это поможет направить его энергию в рациональное русло, заинтересовать его Вашим обществом и сделать первые шаги к послушанию.

Вариантов много, но я приведу наиболее распространенные из них. Для начала «отловите» свое сокровище и, нежно обняв его, негромко предложите заняться новой игрой. Как правило, дети легко откликаются на такое предложение.

1.УГАДАЙ-ПОКАЖИ-ПОСЧИТАЙ. Попросите ребенка показать, как кричат различные животные (кошки, собаки, коровы, козы, лягушки). Затем попросите показать части его тела (пальчики, коленки, глазки и т.д.). Если ребенок знает счет, то можно предложить ему посчитать от 1 до 10 (20, 30 и т.д.) и наоборот;

2.ЗАМРИ-ОТОМРИ. В этой игре открывается простор для Вашей фантазии. К примеру, по команде «День» ребенок играет и резвится. А по команде «Ночь» становится «спящим». Если ребенок несколько взрослее, то идеально подойдет игра «Море волнуется – раз…» или «Штиль-шторм», которые мы и сами любили в детские годы;

3.ПУЛЬТ. Можно условиться с ребенком, что как только Вы нажмете ему на определенную часть тела (нос, лоб, локоть и т.п.), то он сразу же должен понизить/повысить голос, начать быстрее/медленнее двигаться, включиться/выключиться. К слову, в играх, где участвует голос, можно произносить слова с определенной громкостью, а ребенку предложить говорить громче или тише себя. Такие игры учат ребенка слушать и слышать окружающих;

4.ОХОТА. В этой игре ребенок представляет себя каким-нибудь хищником, который вышел на охоту. Ловить нужно воображаемых мышей, мух, бабочек, а подкрадываться к своей добыче нужно медленно и бесшумно. Вы и сами можете стать объектом его поисков, спрятавшись где-нибудь в укромном месте;

5.ИГРА С ОЩУЩЕНИЯМИ. Вариаций на тему этой игры великое множество. Например, предложите ребенку представить, как падает снег, капает дождь, шелестят листья на ветках деревьев. Роль снежинок, дождинок и веточек могут играть его ладошки. А потом поиграть в воображаемые «снежки», представить себя купающимся в воде и т.д.;

6.РЫБКА В МОРЕ. Разложите на полу несколько предметов и предложите малышу представить себя рыбкой, отправившейся в морское путешествие, где каждая из найденных вещей обозначает ракушку, морскую звезду, камушек и т.д. Разнообразить и усложнять задания можно по своему усмотрению;

7.ИГРА С ПРИЗАМИ. Дайте ребенку задание провезти машину за веревочку между кубиками (кеглями, солдатиками и т.п.) или по устроенному Вами лабиринту из разных предметов. Приз здесь является основным стимулом к выполнению задания;

8.ПРЕДМЕТ НА ГОЛОВЕ. Любой легкий предмет, величиной с взрослую ладонь (например, мешочек с пуговицами) укладывается на голову малышу, после чего ему предлагается ходить, прыгать, бегать, шалить, но с одним условием – обязательно удержать предмет на голове. Здесь тоже важен приз, если ребенок сумеет хорошо справиться с заданием;

9.ВОКРУГ СТОЛА. Поскольку дети очень любят бегать вокруг больших предметов (диваны, шкафы, столы), перегородите малышу (рукой, например) свободный проход и предложите ему для дальнейшего движения вперед ответить на какой-нибудь простой вопрос или назвать какое-либо слово на определенную букву. В этом случае бесцельная беготня превратится в развивающую игру.

При проведении подобных развлечений важно руководствоваться тем, чтобы правила игры были максимально интересны и понятны ребенку, а сама игра учила его не только ловкости и сообразительности, но и доброте и любви к окружающим.

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009, «Волга-Пресс», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы