Уважаемый Тимофей, привожу текст вашего письма полностью:

В юности я мечтал стать доктором, желая помогать людям, и даже окончил медицинский колледж. Но затем, следуя настоятельной «просьбе» родителей, заочно поступил в немедицинский ВУЗ (у нас династия экономистов). В последующие годы я перебрал с десяток работ: от торгового представителя до риэлтора, но экономистом так и не стал. Потом заметил, что каждая перемена места работы сопровождается нарастающим чувством неуверенности в себе. Последние полгода трудился администратором в частной клинике, где мне очень нравилось, но учреждение закрылось из-за финансовых трудностей. Сейчас я снова перед дилеммой, а родители уже смирились с сыном-неудачником и советуют мне поступить еще в какой-нибудь институт или пройти специальные курсы, чтобы окончательно определиться с направлением в деловой сфере. Но у меня за плечами и так уже с десяток пройденных курсов и тренингов! Подскажите, что мне предпринять? Как изменить ситуацию?

 

Однажды в одном из юмористических журналов я увидел рисунок художника-карикатуриста, на котором был изображен хозяин вдребезги разбитой машины и автомеханик, советующий не выбрасывать крышку от бензобака, поскольку к ней еще можно купить новый автомобиль. Абсурдность его совета выводится из имеющейся ситуации. Примерно также обстоит дело с предложениями «поступить еще в какой-нибудь институт».

Сейчас вы снова находитесь в поиске. Но есть поиск, ведущий к заветной цели, а есть бесцельное перебирание всевозможных вариантов, завязанное на стремлении убежать от прежних проблем. Бесцельность – а именно о ней говорится в вашем письме – всегда напрямую связана с неполнотой личности, отсутствием ее целостности (обратите внимание на схожее звучание слов «цель» и «целостность»).

Довольно частой причиной этому становится авторитарный подход родителей к вопросу выбора профессии их ребенком, основанный на принципе «тебе не о чем беспокоиться — мы все за тебя решили». Надо сказать, что я всегда с большой настороженностью относился к семейным династиям. Ведь каждый из нас является индивидуальностью, а профессиональная деятельность относится к той сфере человеческой жизни, где эта индивидуальность наиболее ярко проявляется. И подавление внутренних устремлений к самореализации всегда чревато негативными последствиями.

Иногда, наоборот, встречается попустительское отношение взрослых к профессиональному выбору их чада. В итоге, «молодое дарование» пробует себя везде, где только можно, или не пробует нигде. И только первые седые волосы вкупе с кризисом среднего возраста напоминают своему обладателю о том, что нужно что-то срочно менять в жизни и «дообразовываться». Как результат – зачетная книжка на ближайшие несколько лет становится вторым по важности после паспорта документом.

Далеко не всегда позднее дополнительное образование связано с неправильным профессиональным выбором в юности: меняется жизнь, усиливается деловая конкуренция, появляется необходимость в обретении человеком новых знаний. К примеру, многие современные специалисты должны хорошо разбираться в вопросах психологии, экономики и юриспруденции. Отсюда и стремление получить второе (и даже третье!) высшее образование.

Что можно посоветовать в вашем случае?

1.Проблемы тяготят, задачи решаются. Иными словами, если вы относитесь к своей жизни как к напластованию бед и неурядиц, то именно такой она и останется. Если же все свои проблемы вы начнете рассматривать в качестве жизненных задач, подлежащих решению, то ключ к выходу из затруднительной ситуации очень скоро найдется;

2.Жизнь подобна лабиринту: если вы зашли в тупик, то имеет смысл обернуться и проанализировать свой прежний путь. Начните с того, чего не сделали раньше — займитесь собственным профессиональным ориентированием. Посетите психолога, являющегося специалистом в этой области (обычно его можно найти в уважаемых кадровых агентствах). Такой подход в значительной мере снизит ваши деловые риски;

3.Еще раз внимательно прочтите свое письмо: в нем «красной нитью» проходит мысль о том, что вы склонны к социально ориентированной работе (медицина, психология, педагогика и т.д.). Пробуйте себя во всем, что связано с этими областями деятельности: от организатора тренингов и семинаров до оператора на телефоне доверия. Важно, чтобы вы ощущали важность и нужность своего труда;

4.Люди не любят менять взгляды, цели и ценности даже тогда, когда условия жизни очевидно изменились. Это основная причина наших кризисов. Учитесь жить родными целями, а не теми, что навязываются вам со стороны, пусть даже и очень близкими людьми. Основа выхода из кризиса – умение успокоиться, выявить главные проблемы, осознать свои ошибки, выработать стратегию и двигаться в выбранном направлении;

5.И только тогда, когда любимая работа потребует дополнительного образования, имеет смысл воспользоваться возможностью вновь приобщиться к студенческой жизни: как говорится, ремесло не коромысло — плеч не тянет.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2010)


Дата публикации: 03.04.2010   РубрикаВопросы и ответы