Дорогая Арина!
Ваше удивление вполне понятно. Но порой бывает так, что восхитительные детишки 1,5-3-летнего возраста вдруг неожиданно становятся заядлыми «зубастиками». Недаром этот возраст психологи в шутку окрестили «периодом кусания», а болезненные следы от детских зубов и вовсе закрепились в обиходной речи под названием «часиков».
Почему же дети кусаются? Дело в том, что для каждого возрастного периода характерны свои причины. Например, в возрасте 5-7 месяцев дети обычно кусают других, когда испытывают дискомфорт вокруг рта или ощущают боль во время прорезывания зубов. Если ребенок чуть старше (8-14 месяцев), то он может укусить другого в момент сильного эмоционального перевозбуждения. Взрослея (1,5-3 года), малыш кусает окружающих, стремясь контролировать их действия. Обычно достается посторонним детям, реже – взрослым или родственникам.
Если ребенок, пройдя 3-летний возраст, продолжает кусаться, то этот факт говорит о его беспомощности или страхе. И в этом случае его обязательно нужно показать специалистам (врач, психолог). Взрослые также должны насторожиться, если ребенок кусается при любом удобном случае (в сходных ситуациях малыш выражает определенное требование, в различных – проявляет скрытую агрессию или тяжелое эмоциональное состояние), наносит своими укусами раны, активно демонстрирует другие формы агрессии (например, причиняет боль животным).
Какие рекомендации можно дать в вашем случае?
1.Психологи советуют родителям 2-3 летних детей учить своих чад выражать чувства словами. Помогите ребенку правильно описать свое состояние (например: «Ты, наверное, обижен на друга за то, что он забрал твою машинку?»). Перевод обиды или страха из физической формы выражения в словесную поможет ребенку быстрее справится со стрессом;
2.Хорошо, если взрослые научатся определять тот момент, когда ребенок готов решать свои проблемы с помощью зубов. Если отвлечь его в этот момент, то, возможно, он вскоре забудет о своем намерении;
3.Ведите себя тактично, жестко не критикуйте «кусаку» и не устраивайте чтения нотаций на тему кусания. Старайтесь использовать конкретные слова и простые предложения в своей краткой беседе с ребенком;
4.Рекомендуется установить четкие правила относительно кусания. Важно сказать малышу: «Мы никогда не кусаем людей. Кусать можно только еду, например, хлеб и яблоки»;
5.Если ребенок укусил кого-то из окружающих, скажите ему, что кусаться – это очень больно. Если он укусил вас, покажите ему, что вы испытываете сильную боль, ведь именно на вашем примере он сможет понять, что вы очень расстроены его выходкой;
6.Делая ребенку замечание, сохраняйте твердость в голосе и строгое выражение лица. Ведь маленькие детишки не всегда улавливают сказанное, но практически всегда правильно понимают язык тела, выражение лица и тон голоса;
7.Учите ребенка сопереживать и правильно понимать чувства и эмоции окружающих. Если малыш ревностно относится к чужим успехам, избегайте чрезмерно сложных или соревновательных игр и согласуйтесь с возрастом малыша. Этим самым вы постепенно приучите его к основным правилам поведения с детьми;
8.Если вы почувствовали, что игра начинает понемногу раздражать ребенка, отвлеките его и аккуратно сфокусируйте его внимание на новом интересном занятии. К сожалению, в больших коллективах (например, в детсадовских группах) такой подход почти исключен.
9.Чаще хвалите малыша, особенно в те моменты, когда он сумел справиться со своими эмоциями и в очередной раз не стал «зубастиком».
(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2010)
Дата публикации: 03.04.2011 Рубрика: Вопросы и ответы