Дорогая Татьяна, привожу текст Вашего письма полностью:

«Наша 17-летняя дочь – человек впечатлительный, хотя и довольно старательный, — готовится к сдаче ЕГЭ. Существуют ли психологические способы обретения душевного равновесия для успешного прохождения экзаменационных испытаний? Как относиться к тому, что ребенок пишет шпаргалки?»

 

Экзамены… Наверное, каждый взрослый человек имеет в своем арсенале пару-тройку собственных экзаменационных историй и некоторый опыт «забалтывания» преподавателя, изготовления шпаргалок, исполнения всех мыслимых и немыслимых ритуалов, долженствующих способствовать успешной сдаче экзамена. С введением ЕГЭ все это можно принимать или не принимать в расчет. Неизменными же остаются лишь три вещи – наличие определенных знаний о предмете, элементарной логики и некоторой уверенности в себе.

Система Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) еще недостаточно хорошо освоена в среде преподавателей и учеников. И хотя ребенок освобождается от дополнительной нервотрепки – обязательной в прошлом сдачи вступительных экзаменов в ВУЗ, психологическое напряжение усиливается именно из-за того, что ЕГЭ совместил в себе прощание со школой и возможность стать студентом, минуя фазу абитуриента. Многобалльность в оценке знаний также непривычна для нас: некоторая категоричность пятибалльной системы заметно упрощала градацию учеников – «двоечник», «троечник», «ударник», «отличник». Единый экзамен стал новшеством не только для ученика, но и для окружающих его людей, в частности родителей. Теперь они не могут поддержать его, потому что у них все было не так!

Если знания и логическое мышление зависят лишь от самого экзаменующегося, то уверенность в своих силах находится в прямой зависимости от окружающих (преподавателей, учащихся и родителей). Для того чтобы помочь своему ребенку подойти к сдаче экзаменационных испытаний основательно и без паники, постарайтесь выполнить несколько простых советов:

1.Меньше критикуйте свое чадо, подбадривайте его, не акцентируйте внимание на «беспрецедентной важности» предстоящих экзаменов, перестаньте нарочито успокаивать и старайтесь не повышать и без того тревожное состояние ребенка, ведь ему легко передается волнение родителей;

2.Не ведите разговоры о необходимом количестве баллов ЕГЭ – Ваш ребенок и так прекрасно осведомлен о правилах проведения экзамена;

3.Психологи настоятельно рекомендуют прекратить предэкзаменационную подготовку за несколько часов до сна накануне экзамена – мозг должен отдохнуть и структурировать полученную информацию. Получается, что бессонная ночь перед сдачей экзаменов, проведенная «в получении знаний», отрицательно влияет на весь процесс. Обеспечьте ребенку полноценный отдых, чтобы он смог набраться сил и как следует выспаться;

4.Имеет смысл обратить особое внимание на самочувствие ребенка, чтобы вовремя предотвратить его переутомление и ухудшение состояния здоровья. Но делайте это как можно незаметнее и тактичнее. Запомните: такие продукты, как орехи, рыба, творог и курага заметно стимулируют работу головного мозга;

5.Если волнение зашкаливает, а до экзамена остались считанные дни, обязательно обратитесь за помощью к профессиональному психологу или школьному педагогу-психологу.

Самому ученику можно посоветовать следующее:

1.Составьте план подготовки к экзаменам, которую лучше начинать за несколько недель до начала сдачи ЕГЭ. План должен отражать повторение определенных материалов в те или иные дни;

2.Специалисты советуют начинать с базового материала, самого трудного или, если Вам тяжело приступить к подготовке, с самого легкого;

3.Чередуйте работу и отдых (занятия должны равняться ученическому часу, а отдых составлять около 10-15 минут);

4.Старайтесь не зубрить, а понимать материал. Составляйте схемы и графики, записывайте ключевые понятия и правила.

Говоря о шпаргалках, хочется заметить, что предосудительное кроется в их использовании на экзамене, а не в их написании. Хорошо, если ребенок понимает, что шпаргалка не заменяет знаний. Если ученик самостоятельно пишет «шпору», то его знания о предмете автоматически систематизируются и закрепляются в сознании. Для некоторых детей само наличие шпаргалки в кармане (без их обязательного использования) уже создает психологическую уверенность в благополучном исходе экзамена.

Вспоминаются слова Славомира Врублевского: «Лучшие уроки дают нам именно экзамены». Экзаменационная пора не только проверяет нас на прочность полученных знаний, дает путевку во взрослую жизнь, но и учит нас усидчивости, выдержке и умению преодолевать различные препятствия.

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы