Дорогая Татьяна!

Вы задали очень интересный вопрос. Дело в том, что каждому из нас свойственно воспринимать привлекательные лица в качестве знакомых. Отсюда можно предположить, что и вы принадлежите к числу приятных и жизнерадостных людей.

Некоторое время назад психологи провели ряд тестов, связанных с узнаванием, среди которых был один довольно интересный: испытуемым дали 80 фотопортретов, попросив указать, кто из изображенных на них людей им знаком. Оказалось, «узнавали» симпатичные лица, даже если участники эксперимента до этого никогда с ними не встречались. В результате исследований был сделан вывод, что человек склонен любить то, что ему знакомо, проводя параллель между «нравится» и «знаю». Это позволяет нам чувствовать себя комфортнее в постоянно изменяющемся мире, поскольку мы всегда стараемся найти для себя что-то привычное.

Нам часто кажутся знакомыми люди, не просто обладающие привлекательной внешностью, но и аккуратные, уверенные в себе, внимательные, общительные. Именно к таким людям у нас возникает симпатия, которая значительно усиливается, если они обладают природным обаянием.

Видя проходящего мимо человека, мы невольно оцениваем черты его лица (прическа и лоб, кстати, самые узнаваемые элементы), особенности его фигуры, речи, телодвижений, одежды. Все это позволяет нам соотнести увиденное со своими внутренними шаблонами – образами известных нам людей.

Даже во время предвыборных кампаний очень важен факт узнавания кандидата. Ярким примером является резкая смена имиджа украинского политика Юлии Тимошенко, которая когда-то заплела косу и уложила ее вокруг головы в виде венка. Эта запоминающаяся прическа пользовалась популярностью у крестьянских девушек Малороссии в начале XX века. Коса и светлые волосы – символ материнства, тепла и душевного покоя. А для Украины – это еще и национальный символ, поскольку такую же косу когда-то заплетала легендарная Леся Украинка, пользующаяся глубоким уважением у соотечественников. В результате, образ политика стал весьма узнаваемым.

Бывает и так, что мы активно пытаемся выхватить в толпе образ того или иного человека, как бы сканируя внешность прохожих. Такое довольно часто происходит с нами в тот момент, когда мы кого-то потеряли или встречаем (например, на вокзале или в аэропорту). Или тогда, когда наша встреча с хорошо запомнившимся человеком была яркой, но мимолетной. Здесь вспоминаются строки из известного стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»:

«Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить».

Ни для кого не секрет, что по окончании Великой Отечественной войны наши бабушки, так и не дождавшиеся своих мужей с фронта, долгие годы искали образ любимых людей в художественных фильмах о войне, кадрах кинохроники, на военных фотографиях. Отсюда – и многочисленные истории о том, что кто-то видел того или иного солдата в отдаленной местности. Эти истории дарили призрачную надежду на скорое возвращение родного человека, давая лишь временное облегчение страдающей душе любящей женщины. Таков психологический феномен войны!

Есть и еще один вариант «узнавания»: например, когда мы оказываемся в местности, где проживают люди, имеющие в своей внешности или поведении какие-то выраженные особенности. И если мы чем-то похожи на них, то нас невольно будут причислять к этой этнической группе. Не зря же мы везде ищем земляков, пытаясь сопоставить типы лица или фигуры, услышать знакомый акцент или говор. Например, знаменитую саратовскую «помидору» или вологодское «оканье» не спутаешь ни с чем! И такие слова тоже могут стать одним из элементов истинного или ложного узнавания.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы