Сегодня родители входят в магазины игрушек со словами: «Вот если бы в моём детстве были такие игрушки!» Однако, опустив взгляд на ценники, их настроение резко меняется, и от прилавка зачастую хочется отойти подальше, но не тут- то было – ребёнка уже не угомонить.

 

«Детские игрушки за последние два года сильно подорожали», — рассказывает одна из наших читательниц. Но это — не единственная проблема. «Самое главное то, что мой ребёнок хочет только определённые игрушки – персонажи из мультфильмов. Никакие другие варианты её не устраивают, только те, что она видит по телевизору», — сокрушается молодая мама.

Получается, что родителей в «тиски» с обеих сторон зажимают продавцы и собственные дети. Первые отлично понимают, что феи и пони из популярных мультфильмов обязательно будут распроданы, и на этом они делают свой бизнес. Дети смотрят мультики, фильмы, играют в компьютерные игры и привязываются к какому-то герою, хотят проводить с ним больше времени, и игрушка для них – вариант «стопроцентный». Вот только бы не стоили эти товары по франшизе так дорого, тогда и третье звено в этой цепочке — родители — были бы довольны.

«А получается так, что скрепя сердце приходится отказывать дочке. Я её понимаю, ей бы хотелось, чтобы эти герои были с ней всегда, в качестве игрушки, а не только на экране. Но я никак не могу позволить себе такие траты. Только один экземпляр стоит 2000 рублей. А в коллекции их несколько, и собрать она хочет обязательно всех», — продолжает свой рассказ читательница. Более того, даже при желании и финансовой возможности собрать коллекцию сложно. Заветных кукол производители прячут в непрозрачные пакетики, и кто там из коллекции – попробуй отгадай. Настоящее поле для битвы экстрасенсов. Может быть, родителям дешевле будет этих экстрасенсов брать с собой в магазин, чтобы выяснить, что за «фрукт» прячется в пакете?

«Из-за непростой финансовой ситуации мы теперь ходим за дорогими игрушками только три раза в год – на день рождения, Новый год и 8 Марта», — резюмирует наша читательница.

Пообщался корреспондент «СВ» и с несколькими продавцами детских игрушек. Они посетовали, что в последнее время клиентов стало в разы меньше. «Перед Новым годом было много клиентов, брали дорогие игрушки. Теперь покупателей совсем мало, и выбирают они в основном дешёвые товары. Только на дни рождения берут более дорогие подарки», — рассказали в магазине детских игрушек в центре города.

Ещё хуже дела обстоят в магазинах узкой направленности. Например, в саратовском магазине, где продаются только модели автомобилей, рассказали, что бизнес неумолимо движется к закрытию: «Модели машин совсем перестали покупать. Дело в том, что большинство из них импортные, и за последние пару лет они сильно выросли в цене. И только лишь несколько заядлых коллекционеров приобретают у нас модели, но делают это они редко, поэтому ситуация тяжёлая».

Как помочь предпринимателям пережить непростые времена наверняка знают экономисты и антикризисные менеджеры, а вот как выбрать «правильную» игрушку и стоит ли потакать всем детским капризам, рассказали саратовские психологи.

«Совсем не покупать ребёнку те игрушки, которые он просит, нежелательно, так как он может почувствовать себя «хуже» своих сверстников, у которых такие игрушки есть. Можно составлять с ребёнком контракты, чтобы он зарабатывал сам свою игрушку, например, помогал маме по дому, — считает Валентина Шошина, педагог. — Таким образом, ребёнок будет понимать, что любая игрушка достаётся через труд, и ценность её резко возрастёт, благодаря чему она не будет заброшена им спустя малое время. К тому же, пока ребёнок будет «работать», его ориентир может смениться – выйдет новый мультик или фильм — и заветный подарок потеряет свою первоочередность». Помимо этого, психолог дала рекомендации по выбору детских игрушек. «Важно понимать, что для каждого возраста подходят разные типы игр. Для младших дошкольников хорошим выбором будут игрушки, развивающие мелкую моторику пальцев, например мозаика. Для старших дошкольников подойдут командные игры, которые помогут ему социализироваться. Для школьников будут уместны также командные игры и игры, которые развивают и физическую, и умственную активность, например дартс. Компьютерные игры нежелательны для всех, так как они в большинстве случаев ничего не развивают и приводят к зависимости, ожирению и другим болезням. Вдобавок ребёнка, «подсевшего» на компьютер, сложнее мотивировать выйти на улицу, где есть реальные игры и реальные партнёры по команде», — рассказала педагог.

Своими советами поделился и специалист в области семейной психологии, психолог Сергей Саратовский: «Мы все являемся жертвами огромной индустрии, на протяжении многих десятилетий производящей художественные фильмы, мультфильмы, игрушки, ростовые куклы и многое-многое другое. За это время производителями и продавцами данной продукции выявлены все основные особенности детской и подростковой психологии. И нет ничего удивительного в том, что наши дети пытаются приобщить себя к этому миру, подчас вынуждая родителей раскошеливаться на серьезные суммы. Надо сказать, что в эпоху Советского Союза эта индустрия была не так сильно развита, хотя на прилавках стояли фигурки героев нашего детства из книг и мультфильмов: Незнайка, Дюймовочка, Мальвина, крокодил Гена, Чебурашка, Карандаш, Самоделкин. Помню свои детские ощущения, когда герой с экрана вдруг переходит в реальный мир: к нему можно прикоснуться, поиграть с ним, ведь он теперь не виртуальный. Для детей вопрос обладания любимым героем — очень важный вопрос. Поэтому отказывать ребенку в покупке игрушки все же не стоит – здесь понадобится родительская смекалка. Например, не показывайте ребёнку одни и те же мультики, ставя на просмотр несколько серий подряд: старайтесь разнообразить мультипликационное меню своего чада, чтобы он не зацикливался на конкретном персонаже. Ещё один возможный вариант – поиск этих игрушек в других магазинах, где они могут стоить на порядок дешевле».

Отметим, что при выборе игрушек родителям нужно быть бдительными. Недавняя масштабная проверка Роспотребнадзора качества детских игрушек показала, что четверть из них представляют опасность для ребенка. Специалистам Управления удалось проверить почти каждого десятого производителя и продавца игрушек в стране. Лидером со знаком «минус» стала Ленинградская область, где забраковано 89% всего протестированного товара. В Камчатском крае оказались негодными 67% игрушек, в Ивановской области – 63%, в Тверской и Самарской областях – по 60%. В Приморском крае и Республике Хакасия забраковали половину. С другой стороны, в 33 регионах, среди которых Владимирская, Новосибирская, Московская, Тульская, Ростовская, Псковская и Рязанская области, к игрушкам особых претензий не было. С одной оговоркой, качественной признана только продукция российских производителей. Роспотребнадзор особо подчёркивает: 90% негодных игрушек были импортными.

 

Александр Гонгадзе,

газета «Саратовские вести» № 30 (5385) от 25 марта 2016 года

 

P.S.

В тексте дан развернутый комментарий психолога Сергея Саратовского, не вошедший в основной печатный материал

 


Дата публикации: 29.03.2016   РубрикаПубликации и интервью