Уважаемый Максим, привожу текст вашего письма полностью:

«Год назад мы отдали сына, которому сейчас 10 лет, в спортивную секцию. Поначалу ребенку всё очень нравилось, но впоследствии его энтузиазм заметно угас: теперь под любым благовидным предлогом он старается отлынивать от тренировок. И это несмотря на то, что мы с женой строго следим за его спортивной жизнью. Тренер настаивает на продолжении занятий, видя в нем перспективного спортсмена, а знакомый психолог советует сделать перерыв, чтобы окончательно не отбить желание заниматься спортом. Как нам быть?»

 

Не секрет, что развитие в рамках профессионального спорта возможно лишь у людей независимых, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами и чувством личной ответственности. А к лидерам, как известно, нужен особый подход. Ответьте на вопрос: достаточно ли ребенок мотивирован для продолжения занятий? Сюда входит не только похвала со стороны тренера и родителей, но и систематическое участие в соревнованиях, различные виды спортивных поощрений. Всё это очень важно для поддержки юного спортсмена.

Спорт – занятие полезное и благородное, если ребенок занимается им от души, а не по принуждению. Какую цель ставили вы, родители, записывая сына в секцию? Было ли у ребенка собственное желание посещать тренировки, или он всецело доверился вашему авторитету?

Выбор секции лучше согласовывать с детским психологом. Это необходимо сделать заранее – ещё до того, как ребенок записался на занятия.

Но и после этого специалисты советуют не вести ребенка сразу в кружок или секцию. Лучше начинать будущее увлечение с ненавязчивого знакомства. Алгоритм может быть следующим: увидел фигуристов по телевизору – восхитился, попробовал стать на коньки на катке – понравилось, сходил на соревнования в ледовый дворец – не умолкает ни на минуту от восхищения, записался в соответствующую спортивную секцию – светится от счастья. Все это указывает на правильность выбора.

Обычно же дела обстоят несколько иначе. И на какие только ухищрения ни идут родители, чтобы их чадо смогло найти свою творческую или спортивную нишу: многочасовые «сидения» у входа в спортзал или танцевальную студию, бешеная погоня за кимоно или пуантами, бесконечная скупка спецлитературы по выращиванию уникумов…

Какая же роль здесь отводится ребенку? Учитываются ли при этом особенности его психики, возраст, темперамент и характер? Приносят ли занятия удовлетворение лично ему? На все эти вопросы заботливый родитель должен знать ответы.

Впоследствии важно чутко следить не только за успехами, но и за психологическим состоянием ребенка, учась отличать временные перепады настроения от категорического нежелания заниматься. В связи с этим, периодически общайтесь с руководителем секции, чтобы выяснить возможные «болевые точки» или мотивы, которые движут ребенком.

Что нужно сделать, если ребенок не желает посещать тренировки?

1.Постарайтесь выяснить причину такой напряженности в коллективе и по возможности деликатно ее скорректировать. И здесь лучше действовать через руководителя секции. Родителям важно наладить прямой контакт не только с преподавателем, но и с наиболее перспективными ребятами, чтобы чадо имело авторитетных и надежных друзей.

2.Договоритесь с преподавателем об индивидуальных занятиях. Как мы понимаем, подобный подход влечет за собой совершенно другие финансовые траты и иное распределение свободного времени (например, если преподавателю придется заниматься с вашим ребенком сверхурочно).

3.Если имеет место непреодолимый конфликт (такое, к сожалению, иногда случается), попытайтесь перевести ребенка в сходную секцию. Тут есть свои плюсы и минусы, но в качестве крайней меры подобный ход вполне допустим.

Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому взрослые должны изначально, что называется, «держать руку на пульсе» для того, чтобы вовремя помочь своему ребенку преодолеть сложности в общении с окружающими. Обычно первые 4-6 месяцев занятий показывают всю перспективность или тщетность усилий ребенка на выбранном поприще.

Выращивая юное дарование, нелишне будет вспомнить, что Людвиг ван Бетховен был глух, Альберт Эйнштейн довольно посредственно учился, а Рудольф Нуриев поздно начал заниматься балетом. Поэтому, отдавая ребенка в кружок, студию или секцию, руководствуйтесь не его предполагаемыми успехами, а необходимостью укрепления здоровья, развития коммуникативных навыков и повышения ответственности за свои поступки. Все остальное, включая долгожданные победы, придет само собой.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2010)


Дата публикации: 03.04.2010   РубрикаВопросы и ответы