Уважаемый Леонид!

Действительно, ежедневно мы встречаемся с огромным количеством людей (на работе и в официальных учреждениях, на различных мероприятиях и церемониях) и далеко не всегда эти встречи приводят к конфликтным ситуациям. Но если за многие тысячелетия человечество успело выработать четкий кодекс поведения в обществе, то за руль автомобиля мы сели чуть больше ста лет назад.

Почему же многие люди (водители и пешеходы) очень часто ведут себя довольно неадекватно на дороге? Обратимся к истории. Начиная с древности (и по сегодняшний день), человек, отправляясь в дорогу, никогда не был до конца уверен в благополучном исходе своего пути: разбойники, дикие звери, болезни, непогода – все это могло стать непреодолимым препятствием даже для подготовленного путника. Вспомнить хотя бы так называемые «обетные» церкви – храмы, которые возводились в российских селах купцами, сумевшими уйти целыми и невредимыми от «лесных братьев», в благодарность Богу за спасение их жизни и товара.

С давних пор люди, отправляя своих близких в дальний путь, всегда желали успешного его завершения: «ступай с Богом», «доброй дороги», «счастливого пути», «скатертью дорога». Существовали даже целые ритуалы и приметы, связанные с выходом из дома: «сидение на дорожку», правильное оседлывание лошадей, человек с пустым ведром, черная кошка и пр. Все это было призвано защитить путника от различных напастей.

Теперь несколько слов о конфликтности и агрессии на дорогах. Готовя ответ на Ваш вопрос, я натолкнулся на замечательную книгу Т.Б.Щепанской «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.». Там говорится, что агрессия является одной из характерных черт путника (в т.ч. всадника, водителя и пешехода). Там же упоминаются и другие «дорожные коммуникации»: избегание (столкновения, встречи с кем-то или чем-то плохим), метки и клейма (в нашей жизни – дорожные знаки и специальные сигналы), обереги (нынче это относится не столько к различного рода талисманам, сколько к каким-либо вспомогательным учреждениям – стоянка, придорожное кафе, автомастерская и пр.), приветствия (например, с помощью определенных сигналов), товарищи и дорожные сообщества (попутчики, пост ГАИ).

Как видим, с тех давних пор мало что изменилось, хотя средства передвижения, да и сама дорога, стали куда более современными, удобными и приспособленными.

С психологическими элементами на дороге мы постоянно встречаемся в повседневной жизни: красно-желто-зеленый сигнал светофора (стоп-внимание-вперед), белый и желтый цвета дорожной разметки (безопасная структура передвижения людей и транспорта), разноцветные дорожные знаки (от запретительных до разрешительных). Все это призвано помочь человеку, находящемуся в «дорожном» стрессе, правильно сориентироваться в непростой обстановке. Да и сами правила дорожного движения создавались не только для нашей безопасности, но и для того, чтобы сгладить такие негативные проявления человеческой психики, как агрессия, хамство, неуважение к другим участникам движения.

Но если с наземным передвижением все более или менее ясно, то полеты и плавание до сих пор являются для человека вторжением в область загадочного. Это происходит потому, что ни вода, ни воздух не являются естественной средой обитания людей. И хотя человечество имеет в своем арсенале достаточно надежные летательные аппараты и морские суда, мы по-прежнему активно создаем все новые и новые способы психологической защиты. Например, аплодисменты в конце полета – не только дань профессионализму пилотов, но и внешняя форма выхода пассажиров из стрессового состояния.

Возвращаясь к теме агрессии и неуважительного отношения на дорогах, хочется напомнить известную индийскую поговорку: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Так и в дорожном движении — за неуважение к общепринятым нормам, суетливость, безрассудность и агрессивность приходится дорого платить. Платить жизнью…

Вежливый и воспитанный человек умеет правильно вести себя в любой осложнившейся обстановке. Он может быстрее приспособиться к новым задачам, предвидит результаты своего и чужого поведения. Ведь правила вежливого поведения укоренились в обычаях народов на основе накопленного столетиями опыта. Эти правила должны стать неотъемлемой частью и нашего поведения. Наличие правил поведения способствует правильному общению между людьми, помогает избежать неприятностей и трагедий. Уступайте друг другу, заботьтесь и думайте о других – и дорога станет не только приятной, но и безопасной для всех.

 

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс,» 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы