Дорогая Жанна, привожу текст вашего письма полностью:

«Моя сестра занимает престижную должность в солидной коммерческой компании. Но чуть больше месяца назад ее начала третировать одна из сотрудниц (их должности равны), дочь которой хочет перейти на работу в ту же организацию. В итоге у сестры начались неприятности с коллегами, и она всерьез подумывает об увольнении. Как ей помочь?»

 

Полагаю, что пока не стоит излишне паниковать: не факт, что эту должность кому-то обязательно «отдадут». Если сестра чувствует хорошее отношение со стороны руководства, то ей нужно спокойно продолжать трудиться, не обращая внимания на происки мнимых и истинных недругов.

Тем не менее ситуация, сходная с той, в которой сейчас находится ваша сестра, имеет свое название – моббинг. Этим термином обозначаются явно несправедливое отношение или целенаправленное преследование работника со стороны руководства или коллег. О человеке, который ушел с работы, не выдержав подобного прессинга, обычно говорят, что его «съели» («подставили», «подсидели»). В эпоху экономических перипетий тема моббинга выходит на первый план, и Россия здесь не стоит особняком. Например, в большинстве европейских стран почти половина сотрудников различных компаний так или иначе сталкивается с предвзятым отношением к себе. Несомненно, что последствия моббинга влияют не только на психологическое состояние человека, но и на его здоровье в целом.

Психологи выделяют «вертикальный» (начальник-подчиненный) и «горизонтальный» (коллега-коллега) моббинг.

Вертикальному чаще подвергаются сотрудники, которых высокопоставленное лицо рассматривает в качестве «овец на заклание»: уходя, они должны освободить место другим, более приближенным к начальнику людям. Иногда конечная цель может быть иной – устранение потенциального конкурента или банальная месть. В этом случае работника стараются обвинить в непрофессионализме или недисциплинированности, поставить перед ним невыполнимые задачи, тем самым вынудив его написать заявление об увольнении.

Горизонтальный моббинг нередко используется опытными сотрудниками в отношении коллег-новичков и может выражаться в бойкоте, игнорировании просьб, предоставлении искаженной информации, заспинных разговорах и прочих мелких пакостях. Все это вполне вписывается в общую картину моббинга. Особенно ситуация усугубляется, если в новичке увидели конкурента или его поступки отличаются неординарностью. Нельзя сбрасывать со счетов и простую человеческую зависть, особенно ярко проявляющуюся в тогда, когда новому сотруднику излишне благоволит начальство. Иногда моббинг используется в качестве своеобразного «ритуала посвящения» в члены коллектива. В этом случае он имеет временный характер и завершается в тот момент, когда «неофит» свыкся с правилами, принятыми в данном коллективе.

Если при вертикальном моббинге нужно действовать более осмотрительно, учитывая расстановку сил на работе и внимательно относясь к нюансам межличностных отношений в коллективе, то при горизонтальном удачный исход во многом зависит от личных качеств человека. Что можно посоветовать тому, кто оказался в ситуации, что и героиня письма?

1.Если на работе имеется штатный психолог или руководитель службы управления персоналом, то лучше обратиться за помощью к ним;

2.Трудитесь в обычном режиме, учитывая все основные замечания и рекомендации, которые исходят от руководства;

3.Если у вас есть новые идеи и проекты, смело отправляйтесь к шефу, чтобы он мог лишний раз убедиться в вашей нужности для предприятия;

4.Укрепляйте отношения с лояльными к вам коллегами. Этим самым вы обезопасите свои тылы или сможете рассчитывать на положительную рекомендацию с их стороны в трудный момент;

5.Частично ситуацию может спасти письменное разъяснение руководством должностных обязанностей сотрудников, т.н. должностная инструкция. После этого страдающая сторона всегда может сослаться на документ, чтобы защититься от несправедливых обвинений;

6.Психологи рекомендуют вести себя доброжелательно и не демонстрировать свой страх перед возможным конкурентом: он должен чувствовать в вас сильную личность. Тогда есть шанс, что он оставит свои притязания.

Категорически нельзя вступать в явную конфронтацию с возможным соперником (просто старайтесь работать лучше него), жаловаться начальству (редкий руководитель любит жалобщиков), обсуждать с коллегами данную тему (иначе информация об этом мгновенно станет достоянием неопределенного числа посторонних лиц), рассказывать об имеющихся подозрениях своему конкуренту (это приведет к еще большему напору с его стороны).

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы