Кандидат педагогических наук,
главный внештатный психолог
Министерства образования Cаратовской области
Саратовский С.В.,
кандидат искусствоведения
Белоцерковский О.В.,
кандидат социологических наук
Хусаинов И.В.
На современном этапе развития российского общества семьи, стремящиеся сохранять и приумножать свои традиции, сталкиваются с трудностями, связанными с многочисленными влияниями как извне, так и изнутри. И этому есть ряд причин.
Этнопсихологи называют нашу культуру «культурой текстов», которая соответствует традиционному типу общества, где сами нормативные системы и их ценностные обоснования существуют и передаются из поколения в поколение в виде притч, т.е. нравственного поучения или, как отмечал Владимир Даль, «поучения в примере».
Притчи наполнены скрытым символизмом и редко сводятся в систему, но именно «такой этнокультурный конгломерат усваивается носителем культуры весь как единое целое и, по-видимому, никогда не рефлексируется. Члены традиционного общества часто даже не имеют никакого представления о том, что те способы, которые они применяют в своей деятельности, пропущены «через нормативные фильтры». Выбор сделан за них их предшественниками…», — отмечает в своих научных исследованиях российский социолог и культуролог В.Ф.Чеснокова (псевдоним — Ксения Касьянова).
Разумеется, что первый опыт знакомства со своей культурой в виде повествования человек традиционно получает в семье.
Зачастую именно семья прививает и начатки религиозной веры. И здесь можно заметить сходный феномен: становясь частью веры как способа познания мира, она вписывается в структуру личности человека под воздействием окружающей среды (культурной, религиозной, исторической, политической и т.д.) и внешне идентифицируется с религией предков.
В семье — через фиксацию в элементах национальной одежды, традициях и обрядах — также усваивается информация о культуре народа, к которой принадлежит человек, и его истории. Благодаря сохранению традиций, ставших неотъемлемой частью конкретной семьи, у ее членов формируется ощущение надежности семейных отношений и стабильности окружающего мира, возникает крепкая духовная связь между родственниками, поддерживаются доверительные отношения друг с другом.
Через соприкосновение с вышеперечисленными духовно-нравственными и культурными источниками, азы которых даются в семье, человек не только учится отделять добро от зла, достаточное от излишнего, но и неосознанно понимает, что любовь и ненависть, благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье – это составляющие духовного порядка. Например, можно быть человеком успешным в карьере, но абсолютно несчастным в личной жизни. Именно при столкновении с такими противоречиями и начинается поиск необходимого компромисса между реальностью и душевным комфортом.
«В культуре, быте, языке любого государства, даже этнически чистого, всегда присутствуют элементы заимствования не только у близких, но и у весьма отдаленных соседей. В одних ситуациях присутствие таких элементов связи и их проявление составляют предмет гордости и чести. В других случаях их стараются скрыть, отмежеваться от какой-либо общности, утверждая чистоту этноса. Этот фактор играет исключительно важную роль в психологии массового воздействия, в формировании идеологической работы, в ведении пропагандистской деятельности», — отмечают А.М.Бандурка и В.А.Друзь. Отсюда следует, что еще одним важным фактором, способствующим сохранению семейных традиций и препятствующим чрезмерному проникновению культурных заимствований, является осёдлость. Противоположное же ей понятие — миграция — влечет за собой выраженное смешение элементов культуры различных народов и, как следствие, изменение или упразднение ранее существовавших семейных традиций. Возможно, что менее разрушительным влиянием на процесс сохранения семейных традиций обладают т.н. маятниковые миграции, т.е. регулярные поездки за пределы своего населенного пункта — к месту работы, службы, учебы, отдыха или лечения.
К тому же «культуре текстов» в последние несколько десятилетий противопоставлена т.н. массовая культура — культура большинства, культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века и получил широкое распространение благодаря трудам Франкфуртской социологической школы.
Говоря о современной массовой культуре, можно отметить, что она во многом зависит от влияния со стороны масс-медиа, что само по себе разрушает те основы, на которых веками зиждилось традиционное общество. Например, изменяются сюжеты давно известных литературных произведений и переиначивается их изначальный смысл, а национальная одежда, традиции и обряды, некогда стоявшие на страже сохранения индивидуальности человека, его рода, национальной и этнической идентичности, отторгаются частью общества как утратившие свою актуальность. Даже казавшиеся незыблемыми основы традиционных вероучений подчас подвергаются серьезным искажениям, становясь деструктивным элементом в структуре человеческой психики.
Вместе с тем развитие информационных технологий, в частности — Интернета, облегчило людям получение информации о своей и о других культурах, что порой способствует возобновлению прежних или формированию новых семейных традиций. Одним из ярких примеров этому является вопрос о ношении мусульманского платка в учебных заведениях, который в советский период и в первые годы пореформенной России практически не поднимался, но в последнее время был вновь актуализирован. Причиной этому стало возобновление в исламском сообществе знаний об особенностях национальной и религиозной культуры, а также возрождение прежних семейных традиций.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время идет идеологическое противостояние между национальными культурами, поддерживающими семейные традиции, и современной массовой культурой, напрочь отметающей их. Именно поэтому ответственная гражданская позиция каждого общественного, политического, религиозного и культурного деятеля, а также представителей масс-медиа и педагогического сообщества, будет в немалой степени способствовать укреплению института семьи и брака, а также сохранению и приумножению семейных традиций.
Литература:
1.Бандурка А.М., Друзь В.А. Этнопсихология Учебное пособие для высших учебных заведений. 2000;
2.Гаспаров М.Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день. Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука. Т. 1, 2005;
3.Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1;
4.Костина А.В. Массовая культура: национальные варианты или культура без границ? // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: Новый «Шёлковый путь» к культуре без границ: Международный симпозиум (Республика Корея, 18-24 мая 2009 года): Сборник статей. – Москва-Ёнгволь, 2009;
5.Костина А.В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2009. № 105. С. 17-33.
6.Чеснокова В.Ф. (Касьянова К.) О русском национальном характере. — М.: Институт национальной модели экономики, 1994 — 267с. (ISBN 5-900520-01-3);
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовая_культура.
Дата публикации: 01.12.2017 Рубрика: Научные статьи