Дорогая Елена!

Современная психология, конечно же, активно исследует все эти вопросы. А такие отрасли как, например, психология религии и этническая психология занимаются этим вплотную. Возвращаясь к Вашему письму, замечу, что изначально для любого верующего человека наиболее важной является не психологическая, а именно духовная польза в следовании религиозным традициям. Не вдаваясь в богословские рассуждения, остановимся на основных понятиях.

Итак, слово «традиция» (от лат. traditio — передача, придание) – опыт (религиозный, культурный, политический и пр.), который передается от одного поколения к другому различными способами. Иными словами, религиозная традиция – это способ получения и сохранения знаний о прошлом, накопленных для нас предыдущими поколениями верующих людей. Обряды здесь являются лишь составной частью тех или иных традиций.

Говоря о религиозных традициях, стоит добавить, что они бывают разными: общецерковными, семейными и личными (частными). Их с раннего детства прививают нам в семье и в храме, через близкое окружение или посредством религиозного обучения. Взрослея, мы постепенно приобщаемся к особенностям своей культуры, более тонкому пониманию национальных и религиозных обычаев.

Старинные русские традиции и обряды в силу известных исторических причин были во многом утрачены. Да и нынешняя жизнь в больших городах значительно способствует их смешиванию. Но семейные традиции всё же сохранились лучше — празднование Светлой Пасхи и Нового года (в котором осталось многое от Рождества), обыкновение поминать усопших на 9 и 40 день после кончины и т.д.

Добрые традиции объединяют людей и меняют их в лучшую сторону. Они же дарят позитивный психологический настрой, повышают наш культурный уровень и закрепляют знания о тех событиях, благодаря которым эта традиция появилась.

Религиозные традиции (например, Рождество, Пасха, Троица и др.) помогают нам с детства усваивать духовные знания, передаваемые от родителей, сразу, одним блоком. Возьмем, к примеру, традиции празднования Пасхи. Православный верующий непременно найдет в нем несколько событий, отраженных в Священном Писании: страдания и смерть Христа, Его распятие, Воскресение, надежда на райское благоденствие для праведников и т.д. Иными словами, за один только день, насыщенный традициями и обрядами, мы можем узнать о Православии больше, чем за месяц интенсивного чтения специальной литературы (хотя читать тоже необходимо! – прим. Сергея Саратовского).

Обмен пасхальными яйцами, поцелуями и приветствиями «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» являются выражением радости о Воскресении Христовом и надежды на жизнь вечную, примером христианской любви к людям и стремления к добру.

Если говорить о детях, то приготовление, украшение и дарение друг другу пасхальных подарков развивают в них творческие способности и усидчивость, прививают любовь к окружающим, делают их умнее и милосерднее.

Когда-то было сказано: «Убить душу народа и сам народ можно лишь в том случае, если разомкнуть связь нынешнего поколения с предыдущим, изгладить в памяти народа его предания и заветы, внушить ему презрение и ненависть к его старине». И с этим трудно не согласиться.

Завершить свой ответ хочу стихотворением, которое было написано мною в 2004 году:

Хранит молчанье Русь Святая,
Седую голову склонив,
И ждет как, Пасху возвещая,
«Христос воскресе!» прозвенит.

— О Свете Тихий, дай надежду,
Сынам убогим и больным,
Голодным – хлеб, нагим – одежду,
Покровом обними своим.

О взрослых, стариках и детях –
О чадах верных и родных –
Молю, о Господи! о Свете!
Все ждем мы милостей Твоих.

«Христос воскрес!» — пропели в храмах,
Дошла молитва до Небес.
И Русь ответила державно:
«Воистину Христос воскрес!»

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы