ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ?

Психология религии, или психология веры, изучает особенности религиозного сознания, исследует душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души (набожность, благочестие и пр.), объясняет поведение верующих людей в той или иной ситуации.

КТО ТАКОЙ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ?

Ни для кого не секрет, что с вопросами веры мы постоянно сталкиваемся в своей повседневной жизни: от храмового Богослужения до соблюдения духовных традиций в быту, от желания отличать истинную религию предков от откровенного сектантства и потакания элементарным суевериям.

И здесь психолог должен вести большую просветительскую и практическую работу, целью которой является возвращение клиенту душевного комфорта и тяги к дальнейшему самообразованию.

Вот примерный список проблем, с которыми можно обращаться за помощью к специалистам в области психологии религии:

-необходимость в консультировании на предмет психологических признаков тоталитарности той или иной религиозной секты;

-невозможность совмещения личных религиозных взглядов с некоторыми подходами в современной психологии (специалист в области психологии религии на своих позициях стоит ближе к верующим людям, нежели к неверующим);

-необходимость решения межличностных проблем, имеющих религиозную окраску;

-стремление найти выход из сложившейся трудной ситуации, когда все основные психологические методы оказались безуспешными (или неприемлемыми);

-желание получить любую другую консультацию или помощь с позиций психологии религии (веры).

Следует помнить, что, несмотря на некоторую нестандартность в подходах, специалист в области психологии религии не заменяет собой священнослужителя, а лишь выполняет психологическую работу в пределах своей компетенции.

КОМУ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ?

В чем же отличие работы священнослужителя от работы психолога (психотерапевта)?

Европейские специалисты выделяют три отдельных направления пастырского консультирования: религиозное консультирование, пастырское окормление в области психического здоровья и пастырскую психотерапию. И здесь важное место занимает тезис о разграничении функций психолога, врача-психиатра и священника. Вот, например, мнение Папы Римского Пия XII по этому важному вопросу: «Разрешение от грехов ни в коей мере не применимо к действиям психолога. Оно исходит лишь через священника во время Таинства Покаяния. В случае реальной вины чисто психологическое воздействие не может быть целительным».

Иными словами, психолог (психотерапевт) не должен брать на себя роль духовника, но его задача — направить верующего пациента к священнику, помогая ему перед этим избавиться от психологических затруднений. Разрешение вопросов, связанных с затруднениями духовными находятся в компетенции священнослужителя конкретной конфессии. Психолог может лишь способствовать прояснению психологических особенностей той или иной кризисной ситуации и осознанию пациентом причин своих духовно-психологических проблем.

В своей статье «Аспекты психического здоровья для пастырского консультирования» В.Бир определяет консультирование — как психологический термин, а психотерапию — медицинский. Далее он указывает на разницу между консультированием и советованием. Задача грамотного консультанта — не додумывать за клиента, а облегчить ему пути мышления. Автор также указывает, что консультант должен проявлять не симпатию, а эмпатию (в качестве дисциплинированного сострадания).

Надо отметить, что имеется серьезное различие между пастырским консультированием (консультант — Бог — клиент) и светским консультированием (консультант — клиент). Особое место в современных психологических исследованиях занимают описания разнообразных искажений духовного опыта. Эти патопсихологические феномены возникают как внутри традиционных конфессий, так и (по большей части) являются характерными для псевдорелигиозных культов нового времени.

«Руководство по оказанию помощи жертвам духовных насилий» (под редакцией M.Langone) указывает на критерии, соответственно которым культ противостоит религии:

-религия уважает автономию индивидуума / культ форсирует уступчивость личности;

-религия толерантно относится и даже поощряет вопросы и независимые мнения / культ отвергает возможность критического мышления;

-религия способствует психо-спиритуальной (духовно-психологической. – прим. Сергея Саратовского ) интеграции / культ различает в своих участниках «хорошее новое «Я» и «старое плохое «Я»;

-религия старается напитать духовные нужды / культ эксплуатирует духовные нужды;

-религиозная конверсия предрасполагает к раскрытию внутренних ресурсов для достижения личностной идентичности / культовая конверсия воздействует на внешние паттерны поведения, не заботясь о внутренней идентификации;

-религия поощряет брак / культ зачастую заставляет относиться к членам семьи как к врагам;

-религия уважительно относится к сексу между мужем и женой / культ либо допускает сексуальную разнузданность, либо призывает к полному «умерщвлению плоти».

P.S.:

Документы о соответствующем образовании психолога размещены на странице «Образование»:

http://svsaratov.ru/obrazovanie/