Саратовский С.В.,

кандидат педагогических наук,

главный внештатный психолог

Министерства образования Саратовской области

Хусаинов И.В.,

кандидат социологических наук

 

Перманентно меняющиеся социально-экономические условия в России заставляют обратить пристальное внимание на необходимость актуализации присутствия и вопросов деятельности на рынке труда психологов, как специалистов, занимающихся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности с целью решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также – оказания своевременной психологической помощи, поддержки и сопровождения.

Общеизвестно, чтобы стать дипломированным психологом, будущему специалисту необходимо получить высшее образование по одному из направлений: «Психология», «Клиническая психология», «Педагогика и психология», «Дошкольная психология и педагогика» и др.

Тем не менее, современная жизнь ставит перед психологом все новые сложные задачи, в результате чего получение специалистом диплома о высшем образовании отнюдь не является гарантией высокой квалификации, заставляя его постоянно совершенствоваться в выбранной профессии и повышать уровень знаний, что, в свою очередь, является хорошим подспорьем в выборе своей ниши на рынке труда.

К примеру, в последние годы в повседневный речевой оборот участников отечественного рынка труда активно проникает специфическая терминология, обозначающая те или иные психологические явления, отражающие внутренний или субъективный опыт индивидуума, а также различные эффекты и теории («эффект Зейгарник», «теория разбитых окон», «теория функциональных систем» П.К.Анохина, «теория X» и «теория Y» Д.Макгрегора» и др.), которые подлежат грамотному осмыслению и применению на практике специалистами, имеющими достаточный уровень компетенции в исследуемой области знаний.

В чем видятся основные проблемы актуализации деятельности психологов на современном этапе развития российского рынка труда?

Во-первых, специалисты в недостаточной мере понимают свое место на отечественном рынке труда, в результате чего происходит недооценивание себя и своего трудового потенциала. Для преодоления указанной проблемы представляется необходимым привлечение студентов психологических факультетов и практикующих психологов к освоению соответствующих профориентационных программ и участию в просветительских мероприятиях, способствующих повышению уровня экономических знаний и объективного понимания актуальности работы психолога в современных социально-экономических условиях.

Во-вторых, отсутствуют устойчивые профессиональные традиции, что способствует заметному снижения качества работы психологов. Здесь на первый план выступает необходимость создания и поддержки на государственном и региональном уровнях профессионально-общественных организаций и объединений, призванных формулировать и поддерживать этические основы деятельности специалистов помогающих профессий, утверждать в их среде профессиональные традиции, активно взаимодействовать с иными общественными институтами в вопросах популяризации деятельности психологов. К примеру, в Саратовской области имеется успешный опыт работы Гильдии психологов и педагогов при региональной Торгово-Промышленной Палате.

В-третьих, потенциальные работодатели не готовы к наделению психологов, состоящих в штате организации, необходимыми полномочиями в принятии самостоятельных управленческих решений. В решении этой проблемы значительную роль могут сыграть государственные и коммерческие службы занятости населения, которые наряду с образовательными организациями, занимающимся подготовкой управленческих кадров, могут способствовать ознакомлению руководителей высшего звена с теми знаниями и функциональными возможностями, которыми обладает профессиональный психолог по завершении своего обучения в вузе.

В-четвертых, дипломированные специалисты имеют недостаточный стартовый уровень практических навыков, следствием чего является не только их неуверенность в собственных силах, но и неумение в достаточной мере (а порой – и неспособность) спрогнозировать результаты, ожидаемые от выполнения работы. Справедливости ради необходимо отметить, что с подобными проблемами сталкиваются большинство молодых специалистов, независимо от избранной профессии. Но именно в психологическом сообществе существует острая потребность в развитии института наставничества, где единые требования к сопровождению молодых специалистов выработаны, а функции самих наставников четко оговорены. Это позволит в кратчайшие сроки подготовить психологов с необходимым уровнем компетентности, поскольку для решения данной проблемы могут использоваться методы очного, а также дистанционного сопровождения выпускников вузов опытными специалистами.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что основные вопросы деятельности психологов на современном этапе развития российского рынка труда актуальны и подлежат скорейшему решению при активном содействии профессионального сообщества.

 


Дата публикации: 01.12.2017   РубрикаНаучные статьи