Дорогая Алина, привожу текст вашего письма полностью:

«У нас в семье растут 7-летние сын и дочь, они близнецы. Слышала, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию. Какая схема постановки задачи должна использоваться в случае с мальчиком и в случае с девочкой, чтобы ребенок лучше понимал родителей и охотнее выполнял задания?»

 

Большинство методических пособий пестрит фразами-установками о том, что должен делать ребенок в год, два, три… семь и т.д. Причем разделения на пол практически не производится, даются лишь усредненные данные. Как будто такой «усредненный» ребенок не имеет права на свои особенности мышления, восприятия, памяти.

Специалисты знают, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, хотя последние более чутко реагируют на шум. Зрение тех и других также имеет свои особенности. Мальчики чаще опираются на т.н. дальнее зрение (играют в догонялки, бросают предметы в цель и т.д.), а девочки – на ближнее (раскладывают перед собой предметы для игр — кукол, украшения, тряпочки). К тому же, перво- и второклассницы обладают повышенной кожной чувствительностью, поэтому их сильнее, нежели мальчиков, раздражает телесный дискомфорт.

Еще один важный момент для полноценного физического и психического развития будущих мужчин – достаточно большое пространство. И если этого пространства недостаточно «по горизонтали», то мальчики активно осваивают его «по вертикали» (лазание по деревьям, лестницам, шкафам).

Даже рисунки на одну и ту же тему сильно различаются: мальчики больше изображают технику и делают упор на движении, а девочки чаще рисуют людей (в том числе и себя).

А теперь зададим себе вопрос: учитываем ли мы эти особенности при воспитании детишек разного пола? Думается, что почти не учитываем.

Проблема двоечников, хулиганов и трудновоспитуемых мальчишек также вызвана нашим неумением воспитывать и учить их. Тем не менее именно из мальчиков вырастает подавляющее число талантливых художников, врачей, ученых и инженеров. И с этим фактом не поспоришь.

Дело в том, что стратегия воспитания и обучения в детском саду и в школе рассчитана в основном на девочек, поскольку подавляющее число воспитателей и учителей — женщины. А мужской тип мышления, как мы понимаем, разительно отличается от женского.

Отвечая на занятиях, мальчики смотрят на парту или куда-то в сторону, а девочки направляют свой взгляд на учителя, чтобы удостовериться в правильности своего ответа.

Мальчики склонны задавать вопросы, нацеленные на получение конкретных ответов («Будет ли у нас завтра математика?»). Девочек же в этой ситуации больше волнует установление контакта со взрослым («А вы завтра снова к нам придете?»).

В младшем школьном возрасте девочки зачастую сильнее мальчишек физически. Девичья речь лучше развита, но ответы более однообразны. Мальчики же мыслят более интересно и нестандартно, но не всегда достаточно хорошо умеют выражать свои мысли, поэтому их внутренний мир часто скрыт от взрослых. И, несмотря на внешнюю молчаливость и кажущуюся отстраненность, поиск новых решений идет в мальчишечьей голове непрерывно.

Девочки более аккуратны в оформлении выполненных работ и предпочитают типовые (шаблонные) задания, а для мальчика важно нестандартное решение задачи (иногда даже в ущерб правильным вычислениям). Поэтому девочкам нужен четкий алгоритм решения задач, а мальчикам – принцип, благодаря которому эта задача решается.

Что можно и чего нельзя делать по отношению к детям разного пола?

1.Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, и, учитывая, что они разные, не нужно ставить одних в пример другим;

2.Не стоит настаивать на том, чтобы мальчики были предельно аккуратными в выполнении школьного задания;

3.Давая мальчикам задания (учебные или бытовые), непременно включайте в них упражнения на сообразительность;

4.Помните о том, что мальчики зачастую не показывают в полной мере свою эмоциональную чувствительность и тревожность;

5.Пытаясь сделать замечание девочке, постарайтесь спокойно объяснить суть допущенной ею ошибки, в противном случае ее эмоциональная реакция заслонит собой весь смысл разговора, а ваши претензии не будут поняты ребенком. А вот претензии к мальчику должны быть предельно краткими и точными, поскольку представители сильного пола менее расположены к длинным беседам, не умея долго удерживать эмоциональное напряжение. Нарушение этого правила приведет к тому, что ребенок перестанет вас слышать;

6.Капризы у девочек могут возникать без особой причины или по незначительным поводам (например, из-за небольшой усталости). А вот мальчики, капризничая, истощаются интеллектуально, т.е. временно становятся чрезмерно инфантильными (буквально «впадают в детство»);

Для любого ребенка — независимо от пола — чего-то не знать или не уметь относится к нормальному положению вещей. Помните: на то он и ребенок!

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы