В начале октября «Комсомолка» составила топ-7 самых страшных игрушек с витрин магазинов [фото]

Обращали когда-нибудь внимание на то, с чем играют наши дети? И мы не про компьютерные стрелялки, где кровь поверженных противников льется рекой. Достаточно зайти в магазин игрушек, чтобы «полюбоваться» на вампиров, зомби и прочую разнообразную нечисть, для которой в нормальном языке и названий-то нет.

«Комсомолка» отправилась по магазинам и специализированным сайтам с психологом Сергеем Саратовским, чтобы узнать, что несут в себе новомодные игрушки для детей, радость или ужас. И вот что нам рассказал специалист:

1

Детям свойственно чего-то бояться, и порой желание победить страх и научиться управлять им проявляется в просьбе к родителям приобрести ту или иную игрушку-«чудовище».

Закрытый колпак, длинный кожаный фартук, окровавленный топор – все это дает широкий простор для фантазии. В детской голове сразу же возникает мысль о том, что палач страшен, но мал. А еще его оружие можно направить против тех, кто причиняет ребенку боль. Иными словами, данная игрушка оценивается ребенком как один из способов преодоления внутренних переживаний или обид на кого-то.

А потом… наступает ночь и тот же палач становится не столь безобидным, каким казался днем, и теперь уже его маленький владелец уменьшается в размерах, а игрушка вырастает и становится неуправляемой. Постепенно, ночь от ночи, новый страх фиксируется в подсознании, что приводит к плохому засыпанию, тревожному сну, тяжким мыслям.

Почему так происходит? По мнению психологов, любая игрушка должна быть гармонично вписана в детское игровое пространство и наделена поучительным, если хотите – воспитательным смыслом. А любая игра должна иметь сюжет, где все обязательно заканчивается хорошо: добро побеждает, а зло наказывается. Если эта простая логика не соблюдена, то всевозможные «палачи», «гангстеры», «монстры» начинают собственную разрушительную игру внутри детской психики.

2

Сочетание одного легко узнаваемого доброго образа (чебурашка) с другим не менее узнаваемым злым образом (смерть) вызывает в ребенке смешанные чувства: с одной стороны образ весьма забавный, с другой – имеет явно негативный, прямо-таки погребальный подтекст. Вглядываясь, понимаешь, что рот такого «псевдочебурашки» заштопан (по примеру некоторых гаитянских покойников), глаза-чашки имеют неестественный размер, уши отсутствуют, а вместо симпатичных ножек наш антигерой имеет подобие змеиного хвоста.

Вроде бы перед нами пародийная кукла, но на поверку ребенок не сможет ею играть – ног нет, руки заняты косой, а сама игрушка статична и нефункциональна. Нельзя также забывать о том, что тема смерти (а именно она представлена в указанном образе) с детьми обычно не обсуждается и непременно табуируется взрослыми. Полагаю, что такой монстр в лучшем случае раздосадует ребенка, в худшем – начнет навеивать отнюдь нерадужные мысли.

3

Данная игрушка продолжает собой «парад уродов», представленный на полках некоторых детских магазинов. Не страх, а чувство глубокого сострадания (опять-таки без учета сюжетной линии, которой должен следовать этот персонаж в сказке) может вызвать этот монстр. Непропорциональное по отношению к голове тело, выраженная раскосость глаз с разным размером зрачков (кстати, психологи считают, что наиболее привлекательны для людей именно широкие зрачки у собеседника), шрам на щеке, «кроличьи» зубы, подобие сломанной расчески в руке – все это выдает монстра-неудачника. Надпись, идущая по низу коробки «забавно качающиеся головы» больше говорит о ее авторе и его психологических особенностях, нежели о самой игрушке-страдальце: судя по смыслу фразы, мы должны не жалеть страдальца, а забавляться, глядя на то, как он бодро качает больной головой. Налицо полное отсутствие логической связи между фактическим образом, ожиданиями авторов игрушки и возможной детской реакцией.

4

Данная игрушка имеет явную претензию на научность (причем, не только в глазах ребенка). Однако, нужно заметить, что у Люси – а именно так назвали ее палеоантропологи – вообще не сохранилось лицевой части черепа, да и остальная часть составляет едва ли треть от имевшегося скелета. Будет ли бояться такой игрушки ребенок? Вряд ли! Но и полезных знаний о предполагаемом предке человека разумного она ему особо не прибавит.

5

Каждый нормальный взрослый должен исходить из того, что ребенок рождается, чтобы жить. Жить долго и счастливо!

Избыточно наполняя игрушечный (да и фантазийный) мир загробной тематикой, мы невольно формируем у него запрос на смерть. Несомненно, дети видят смерть по телевизору, замечают мертвых птиц, животных и насекомых на улице, слышат или читают о ней в сказках. Тем не менее, специалисты считают, что говорить с ребенком о смерти можно лишь в двух случаях: если ребенок сам заинтересовался этой темой, а также, если дома случилось горе (например, ушел из жизни близкий человек). Говорить нужно кратко, конкретно и без метафор. А вот игрушка-монстр обладает способностью говорить ребенку на эту тему больше, чем нужно. Более того, через нее ребенок сакрально прикасается к смерти, ощущая загробный холод. Странно, что страна, где 80 с лишним процентов людей верят в приметы, дурной глаз и проклятья, с таким энтузиазмом снабжает собственных детей некротической атрибутикой! Потом не стоит удивляться тому, что ваше чадо начнет не по-детски недужить, украшать себя различными амулетами и талисманами, бесконечно разглагольствовать о смерти, находя утешение в неформальных молодежных сообществах определенного толка.

6

Фантазия «монстроделов» поистине безгранична: не успевает ребенок насладиться австралопитеком афарским или уложить в гроб очередную монстр-леди, как ему уже на блюдечке принесли не то собаку, не то глазастый гамбургер из придорожного кафе. Знаете, я подумал, а какие звуки могло бы издавать сие создание, если бы ему довелось-таки уродиться на свет? Ничего кроме жалобного повизгивания и сдавленного стона в голову мне не пришло. Думаю, что жалеть животных, глядя на это коричневое существо с фиолетовыми ушами, ребенок не научится. Скорее наоборот: начнет всех братьев меньших приводить в соответствие с этим чудным образцом взрослой шизофрении. Учитывая, что в столь маленькую коробку помещается лишь голова монстра, остается предположить, что остальная часть тела пока находится в творческой разработке. Хотя, исходя из надписи на коробке, в ней живет «лучший друг» ребенка. За такую стоимость, которая указана на ценнике, действительно будешь ценить дружбу с собакой-уродцем. С нормальными собаками, судя по всему, у современных игрушечных мастеров, дела пока обстоят неважно.

7

Если мы говорим о том, что игрушка должна чему-то учить, то давайте задумаемся: чему учат кровавые части человеческого тела? Или это несъеденные динозавром части тела австралопитека афарского (тоже вопрос, могли ли они сосуществовать в те далекие времена?). Даже у студентов-медиков манекены и препараты лишены таких ужасающих подробностей. Какая мысль может родиться в детской голове при виде столь реалистично выполненных конечностей? Стать палачом (см. выше) и попробовать кому-то что-то оторвать? Возможно! Закрыть для себя мечту стать врачом? Наверное! Научится ценить красоту человеческого тела? Ни за что! Тогда возникает еще один законный вопрос: а зачем ребенку нужны отсеченные конечности и чему они его на самом деле учат? Ответ очевиден, но только не для производителей сего шедевра – последователей французского аристократа Донасьена Альфонса Франсуа де Сада и австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, от чьих имен ведет свое название садо-мазохизм.

 

Ссылка по теме:

http://www.saratov.kp.ru/daily/26442/3312959/

 

 


Дата публикации: 07.10.2015   РубрикаНовости, Новости сайта, Публикации и интервью