Плоды цивилизации порой испытывают странные метаморфозы. Новое изобретение, которое сначала считалось благом, перерождается в свой антипод. Так, ресторанный бизнес поначалу привлекал своих клиентов бесплатным Интернетом, а теперь хочет запретить его. Вмешался экономический интерес…
В скором времени российские рестораны и кафе могут лишить своих посетителей удовольствия бесплатно посидеть в Интернете. Причина в том, что семьи и компании за столом все чаще молчат. Вместо того, чтобы есть-пить-общаться, они сидят, уткнувшись в собственные телефоны, а рестораны теряют в выручке. Из-за гаджетов падает средняя стоимость заказа.
Такая тенденция сейчас особенно заметна на Западе. Можно прогнозировать, что она проникнет и в нашу страну, рассказал «Российской газете» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
По его словам, американские маркетологи давно выяснили, что использование Интернета клиентами ресторанной индустрии снижает ее обороты. Раньше бесплатный Wi-Fi был мотиватором, заманивающим клиентов в рестораны и заведения общепита, продолжает собеседник.
«Когда подавляющее число посетителей, особенно молодежь, вместо того, чтобы активно заказывать еду, сидят в смартфонах, то это раздражает рестораторов, так как влияет на чек и потребление ресторанных услуг».
Такое же наблюдение сделал владелец коктейль-бара Стив Тайлер в английском графстве Восточный Суссекс. Англичанин долго наблюдал, как даже самые сплоченные семьи и дружные компании превращаются в сборище одиночек с планшетами, и поступил нетривиально: обил стены своего бара фольгой, соорудив так называемую клетку Фарадея (сеть-каркас из арматуры и фольги). Эта конструкция не пропускает электромагнитные сигналы вышек мобильной связи извне. Мужчина объяснил британскому изданию The Telegraph, что клетка Фарадея поможет клиентам «стать частью реального мира» и вспомнить о других людях.
Заведение общепита и бесплатный Интернет — привычный коктейль и для саратовцев.
«Какой у вас пароль от Wi-Fi?» — это первый вопрос, который задают посетители наших заведений, — говорит заместитель директора по маркетингу крупной сети ресторанов в Саратове Алла Кулакова. — Люди приходят и сразу начинают фотографировать блюдо, которое им принесли, интерьеры заведения, в ответ им тут же ставят «лайки». Нам, рестораторам, это только на руку. Бесплатный Wi-Fi в ресторане — это признак определенного уровня заведения. Я часто бываю за границей, в Лондоне, и могу сказать, что у многих английских кафе есть трудности с предоставлением услуг бесплатного Интернета, неработающие пароли, неустойчивый сигнал. Думаю, в ресторане с мишленовскими звездами никому не придет в голову отказаться от Wi-Fi, и он там на высшем уровне. Посетители наших ресторанов, как правило, тоже люди состоятельные. Если они в состоянии купить дорогой гаджет, то и в состоянии прийти в дорогой ресторан. Понимаете, это определённый уровень достатка, определенный уровень свободы. Если мы ограничим Wi-Fi, наши посетители просто уйдут от нас».
По словам Аллы Кулаковой, падения стоимости среднего чека в ресторанах их сети из-за гаджетов не замечали. Возможно, российские рестораны еще не успели почувствовать экономической угрозы. А вот Европа уже ощутила. Некоторые эксперты считают, это связано с падением уровня высокой кухни как таковой. Ресторан перестает быть тем, к чему все привыкли — местом, куда приходят отведать блюда, приготовленные поварами экстра-класса, на романтический ужин или деловую встречу.
«В европейские страны хлынули переселенцы, многие из них вообще никогда не были в ресторанах, не имеют культуры их посещения, — рассуждает психолог Сергей Саратовский. — Поэтому туда уже не зазорно прийти в шортах, в майке, а значит, можно не общаться, не изучать меню, а пользоваться рестораном как местом, где есть бесплатный Интернет, и только».
В этом случае примитивные запреты рестораторам не помогут и разговаривать за столом не заставят. Люди просто перейдут в другое заведение общепита и там подключат любимую игрушку.
«Интернет — это уже данность, другая реальность, которую не запретишь, — напоминает психолог. — Современным людям она интереснее, чем жизнь вокруг. Если 20-30 лет назад молодежь сидела в подъезде и пела песни под гитару или рисовала на стенах, то сейчас подростки, собираясь в подъезде, «сидят» в планшетах, а не разговаривают друг с другом».
Люди стали по-другому проводить свой отпуск. По данным опросов блога о путешествиях Momondo, примерно две трети россиян продолжают выходить во Всемирную паутину в отпускное время. Исследователи опросили порядка 2 тысяч респондентов из крупных городов страны и выяснили, что путешествуя, люди пишут новые посты, делятся фотографиями, загружают видео. В общей сложности 85% российских туристов берут в поездки ноутбуки, смартфоны или планшеты.
Фотограф Эрик Смит выложил в социальную сеть интересную фотографию, подписав ее «Признак эпохи». На снимке зафиксирован невероятный момент, когда горбатый кит с детенышем вынырнули рядом с яхтой у берегов Калифорнии. А на той самой яхте сидит юноша и что-то разглядывает в смартфоне, не замечая удивительной картины буквально «под носом».
Фотограф сделал около пяти снимков с китом, и на каждой незнакомец на яхте не отрывал взгляда от мобильника.
«Мы сами виноваты, что утопаем в собственных телефонах. Вы думаете, что жизнь лучше в вашем телефоне, пропуская все, что происходит вокруг», — грустно констатировал Эрик Смит.
Эксперты заявляют, что зависимость от Интернета истощает организм.
«Отпуск или путешествие заключается не только в передвижении в пространстве, но и в смене информационного потока. Оставаясь в привычной вам информационной среде, вы просто рискуете свести впечатления от отпуска на нет и не отдохнуть совсем», — пояснил «Российской газете» специалист поведенческого маркетинга Арсен Даллакян.
«С одной стороны, мы облегчаем себе жизнь, экономим время, повышаем свой статус, создавая имидж в сетях. С другой — обкрадываем себя, теряя ценность приватного общения. Улыбку человека заменили смайликом, письма в конверте — электронным посланием. У нас сотни друзей в интернет-сетях, но кто из них действительно придет на помощь, если случится беда? Задайте себе этот вопрос», — говорит Сергей Саратовский.
Он уверен, что ограничительными мерами, как это предлагают рестораторы на Западе, отменить современные реалии не получится.
«Поможет только воспитание. Тон должна задать элита общества — интеллигенция. Не люди с большими деньгами, а врачи, учителя, бизнесмены, те, кто может и должен формировать общественное мнение. Возможно, и ресторанам надо изменить политику. Например, предлагать бесплатный Wi-Fi не повсюду, а выделить определенные столики, чтобы человек вышел в Сеть, а потом вернулся к друзьям, к реальному общению».
Юлия ШИШКИНА
Газета «Саратовские вести» № 31 (855) от 10 августа 2016 года
P.S.
В печатном варианте статья называется «Кита-то я и не приметил»
Дата публикации: 11.09.2016 Рубрика: Публикации и интервью