Дорогая Вика, привожу текст Вашего письма полностью:
«В нашей семье двое детей: пятилетний сын и трехлетняя дочь. Мы с мужем заметили, что в последнее время дети стали чаще конфликтовать между собой и более болезненно относиться к родительскому вниманию по отношению к каждому из них. Как решить эту проблему?»
Детство – это период, закладывающий в каждого из нас все важнейшие психологические установки, основы нашего мировоззрения и особенности общения с окружающими. И очень часто родители не замечают всего того, что легко может заметить их собственное чадо. Так, например, рождение второго малыша, воспринимаемое взрослыми за великую радость, для первого ребенка довольно часто становится серьезным испытанием. Ведь теперь он вынужден делиться своими игрушками, жизненным пространством, но самое главное — любовью родителей.
Поначалу все происходит незаметно: новорожденный воспринимается старшим ребенком в качестве новой игрушки. Но постепенно первенец понимает, что «игрушка» обосновалась в доме навсегда и отнимает уйму времени у родителей: мама и папа все время держат младенца на руках, радостно возятся с ним, требуют вести себя тише. Чем меньше возраст первенца, тем более откровенными будут у него негативные проявления по отношению к новорожденному.
Еще один момент. Старшие дети иногда начинают неосознанно копировать поведение младших. Этим самым ребенок хочет уподобиться «любимчику», ведь над его гримасами и шалостями родители потешаются. В ответ, как правило, он получает лишь фразы типа: «перестань дурачиться», «ты же взрослый» и т.д.
Иногда о переживаниях старшего малыша можно узнать и по другим признакам: сосет палец, грызет ногти, постоянно ноет. Целью такого поведения является привлечение внимания к своей персоне.
Иными словами, ребенок стремится «возвратить» прежнюю любовь родителей к себе. И взрослым здесь нужно быть очень внимательными и дипломатичными. Что можно посоветовать в такой ситуации?
1.Не меняйте прежние ритуалы общения с первенцем. Если ребенок на ночь слушал сказку или перед сном пил с вами чай за одним столом, продолжайте это делать в обязательном порядке.
2.Не отдавайте младшему ребенку игрушки и вещи старшего против воли последнего.
3.Поощряйте объятия и проявления любви со стороны старшего ребенка по отношению к младшему, поручите ему часть забот о малыше: выбор элементов одежды, пение песенки перед сном и пр.
4.Ребенок подобен кальке – он легко копирует поведение взрослых. Обратите пристальное внимание на то, как общаются члены вашей семьи между собой: Вы, супруг, родители и т.д. Корректировка этих отношений иногда помогает решить описываемую Вами проблему.
5.Довольно часто взрослые грешат неуместным сравниванием детей и навешиванием всевозможных ярлыков: «ты, Петя, плохой, а Маша – хорошая», «я люблю Танечку, а тебя — нет». При таком положении вещей у ребенка-«любимчика» постепенно складывается завышенная самооценка, а у ребенка-«изгоя» формируется комплекс неполноценности.
6.Форма обращения к каждому из детей также должна быть одинаковой: если одного ребенка называют «Сашенькой», то второй никак не должен быть «Катькой».
7.Критика поведения одного малыша должна по возможности осуществляться в отсутствие другого, быть объективной, выражаться не в унизительной форме и носить только воспитательный характер. Если второй ребенок будет постоянным участником «разбора полетов», то рано или поздно он обязательно начнет манипулировать вашими же словами в свою пользу и во вред брату или сестре.
8.Ребенок очень чувствителен к любым проявлениям несправедливости со стороны взрослых. Игры для детей, устраиваемые дома, не должны подразумевать явной состязательности. Хвалить за результаты любого дела нужно обоих.
Если вам не удается справиться с ситуацией самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.
(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009)
Дата публикации: 03.04.2009 Рубрика: Вопросы и ответы