Дорогая Нина, привожу текст Вашего письма полностью:

«Несколько лет я проработала на коммерческом предприятии, устроившись туда сразу после получения диплома. Сейчас мне приходится все чаще задумываться о смене работы, но необходимость в прохождении собеседования ставит в тупик: трудно настроится на «презентацию» самой себя. Как правильно подготовиться к собеседованию с потенциальным руководителем?»

Рано или поздно мысль о смене работы возникает у любого специалиста, стремящегося к карьерному росту. Формально вопрос можно разделить на две части – как подготовиться к собеседованию и как выстраивать беседу с потенциальным работодателем. Начнем с первой части.

1.Соберите максимально достоверную информацию об интересующем Вас предприятии. Это поможет не только определить степень благонадежности фирмы по отношению к своим работникам и стабильность ее положения на рынке, но и даст Вам возможность более свободно оперировать фактами, что подчеркнет Вашу компетентность на собеседовании. Эти сведения можно получить из разных источников: интернет (сайты, блоги, форумы), газеты, ТВ, беседы с людьми;

2.Если в роли Вашего рекомендателя выступает кадровое агентство, то обязательно поинтересуйтесь о необходимом наборе требований к кандидатам. Так Вы сможете избежать досадных недоразумений в разговоре и свести к минимуму риск отказа;

3.Подготовка к собеседованию включает в себя и формирование комплекта документов, которые нужно иметь при себе. Заранее уточните у специалиста по подбору персонала, что он желает увидеть: паспорт, резюме, трудовая книжка, диплом об образовании, документы о поощрениях и наградах, рекомендательные письма и пр. Постарайтесь предоставить все это в полном объеме;

4.Подумайте и о своем внешнем виде, когда отправитесь на собеседование. Совет один: в выборе одежды ориентируйтесь на особенности будущей работы и принятый в компании стиль (справьтесь об этом у офис-менеджера заранее). Даже при минимальных требованиях одеваться нужно чисто и опрятно. Часто общаясь с работодателями, могу добавить, что их в соискателе может раздражать и неприятный запах (от тела, от одежды, изо рта). Разумеется, что те или иные особенности внешнего вида соискателя учитываются в зависимости от вакансии.

Теперь немного о самом собеседовании.

1.В офисе компании-работодателя или кадрового агентства лучше появиться заблаговременно – минут за 10-15 до начала собеседования. Как Вы понимаете, опоздание или слишком ранний приход здесь психологически неуместны;

2.Постарайтесь сразу запомнить имя и должность лица, проводящего собеседование;

3.Отключите мобильный телефон, чтобы не отвлекаться от важного разговора. Любые отступления от этого правила (например, из-за неотложных проблем в семье) должны заранее обговариваться с собеседником;

4.Составьте заранее небольшое повествование о себе, которое должно учитывать как Ваши личные и профессиональные качества, так и потребности и интересы фирмы, в которой Вы планируете трудиться. Стройте свой рассказ в русле будущей вакансии. Ориентируйтесь на полученные о компании сведения. Продумайте, как будете отвечать на сложные вопросы людей, ведущих собеседование (руководитель, психолог, кадровик и пр). Было бы неплохо подготовить пару-тройку ярких историй (по 1-2 минуте на каждую) из вашего профессионального прошлого: работодателей часто интересуют конкретные примеры того, как вы действуете в реальных ситуациях, каким набором профессиональных навыков Вы обладаете;

5.На собеседовании старайтесь вплетать Ваши знания о предприятии незаметно и к месту, дабы не создать о себе негативное мнение и не вызвать отторжения у работодателя. Поверьте, каждому уважающему себя и свою фирму руководителю будет приятно иметь дело с доброжелательным, компетентным, заинтересованным и тактичным специалистом;

6.В разговоре не стоит выдавать себя за бессребреника-волонтера, поскольку каждая сторона прекрасно понимает истинные мотивы смены работы. Поэтому нужно составить четкий перечень вопросов, которые бы Вы хотели задать на собеседовании. Эти вопросы могут включать в себя уточнение должностных обязанностей, особенности оформления на работу, длительность испытательного срока, величину зарплаты, наличие соцпакета, необходимость работы в выходные и праздничные дни. Все это лучше зафиксировать в виде соответствующих пунктов в своей записной книжке, дабы задать их по порядку;

7.Но главное — умение говорить о том, О ЧЕМ хочет слышать работодатель. В этом смысле очень полезно прочесть (или перечитать) книгу известного американского специалиста Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Смею Вас заверить, что с 30-х годов прошлого столетия психология людей практически не изменилась, а многие наблюдения автора могут быть полезны нашим специалистам. Книга интересна еще и потому, что отечественной литературы, описывающей взаимоотношения между людьми еще крайне недостаточно.

Удачи и благополучия Вам!

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009; Курьер-Поволжье», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы