Новый учебный год начался, а вместе с ним у родителей и школьников появилась масса проблем, в том числе психологического характера. О том, как их избежать, корреспондент портала sarnovosti расспросит известного в регионе психолога Сергея Саратовского.
— Перед началом учебного года часто ли к Вам, как к специалисту, обращаются родители первоклассников?

— Родители, которые беспокоятся о своих детях, начинают этот процесс гораздо раньше, чем за несколько дней или недель до начала нового учебного года. Обычно к психологам они приходят за полгода или за год до «часа икс». Стараемся совместно обсудить, выявить проблемы, так как далеко не всегда они могут быть связанны именно с ребенком, с его индивидуальными психологическими особенностями. Их причиной может быть сложная ситуация в семье, проблемы со здоровьем дошкольника. Выяснив все обстоятельства, психолог определяет характер проблемы и, в случае необходимости, направляет ребенка к какому-либо специалисту, например, к логопеду или психиатру, а также обсуждает ситуацию непосредственно с родителями, прежде чем приступить к коррекции. То есть психолог работает с психологической нормой, а не с патологией.

Если говорить о первоклашках, то чаще всего режим дня у них уже выработан, поскольку дошкольная подготовка этому в немалой степени способствует, к тому же дети и до 1 сентября общаются со своими будущими учителями. Поэтому в последнее время родители реже обращаются с вопросами адаптации к школе, возникающими в последний момент.

 

— А что чаще всего беспокоит?

— У некоторых детей нарушены коммуникативные качества – они замкнуты, раздражительны, им тяжело общаться со сверстниками. В последнее время все больше становится гиперактивных детей, которым трудно усидеть на месте или сконцентрироваться во время общения со сверстниками или взрослыми. Основные причины этому — Интернет, компьютерные игры, телевидение, перегруженная информацией жизнь, замкнутое пространство, в котором обычно находится такой ребенок. К тому же дети сейчас мало гуляют на улице, причиной чему зачастую являются родительские страхи.

 

— Каковы советы родителям первоклассников?

— Прислушивайтесь к своему ребенку, ведь он достаточно четко – поведением или словами – излагает те проблемы, которые его волнуют. Либо он устал, либо нездоров, либо ему не нравится школьный предмет, либо не складывается общение с ровесником или взрослым, включая педагога. Поэтому если мы будем своевременно выявлять эти проблемы, то сможем быстро и успешно преодолеть все трудности, а сам ребенок будет расти гармоничной личностью.

Очень важно учитывать и возрастные особенности. При этом, конечно, должен соблюдаться режим дня, режим питания и отдыха, ребенок обязательно должен быть включен в процесс общения с другими детьми. Его необходимо приучать к самостоятельности, на каком-то этапе доверять ему самостоятельно выполнять домашнее задание или несложную работу в быту, особенно если малыш проявляет к этому инициативу. Не забывайте хвалить ребенка. Но если уж решили сделать замечание, то ни в коем случае не ругайте лично его – порицайте его нехороший поступок! То есть, говорите «твой поступок плохой», а не «ты плохой»: нельзя давать ребенку отрицательную характеристику, иначе он начнет комплексовать, что впоследствии приведет к ряду серьезных психологических проблем.

Очень многое зависит от родительского воспитания, от системности и баланса в воспитании. Ведь как зачастую случается? Родители воспитывают в одной манере, бабушки и дедушки – в другой, сестры и братья – в третьей… И в итоге ребенок не знает как себя вести, становится нервным, а его поведение – непредсказуемым.

В это время следует помнить и о т.н. «возрастном кризисе 7 лет». Что это такое? Это время, когда ребенок, раздвигая границы мира, не просто заявляет окружающим о своем существовании, как это бывает в три года, а уже говорит «я равен вам и нуждаюсь в уважении с вашей стороны».
— Зачастую родители первоклассников, оправляя детей в школу, ожидают от них слишком многого.

— Действительно, некоторые родители относятся к своим детям, как к работе над ошибками, следуя принципу: если мы не играли на фортепиано, то ребенок обязательно должен играть, либо – фигурально выражаясь – как к продолжению своей правой руки или левой ноги: если что-то в совершенстве знаем (например, алфавит или счет), то и ребенок это знает. В итоге, целые пласты знаний и навыков остаются неохваченными.

Что касается ожиданий родителей, то здесь можно привести реальную историю из жизни. Молодая женщина, будучи брошенной любимым мужчиной, узнает о своей беременности от него. Она решает родить ребенка. Ее посещают разные мысли относительно светлого будущего своего малыша, в результате чего она концентрируется на том, что обязательно родится сын, которому предначертано стать великим спортсменом, олимпийским чемпионом. Вся ее жизнь – жизнь матери – будет подчинена ему. И все это лишь с одной целью: утереть нос своему возлюбленному, отцу ребенка. Женщина даже рисует в голове картины о том, как она демонстративно пройдет вместе с сыном мимо своего несостоявшегося мужа и уязвит тем, что это не их, а ее ребенок… В итоге беременность этой женщины завершается рождением девочки, которая больна астмой.

В своих ожиданиях мы довольно часто забываем самое главное – любовь к ребенку превыше всего. Нельзя делать из малыша орудие мести или инструмент для достижения своих амбициозных планов. Ребенок – это, в первую очередь, личность, нуждающаяся в тепле и заботе. И если мы будем к данному факту относиться пренебрежительно, то стоит ли удивляться неприятным сюрпризам, которые возникнут вслед за этим?

Когда родители провожают ребенка в школу, они, конечно же, надеются, что их чадо достигнет какого-то значимого результата. Но главное, чтобы стремление к конкурентности с другими не стало ведущим качеством в жизни малыша и не выходило за разумные рамки.

 

— Как Вы считаете, кружки и секции полезны? Если да, то – с какого возраста?
— Развивать детей нужно всесторонне. И в этом вопросе львиная доля успеха принадлежит дополнительному развитию – кружкам, секциям, студиям. Но все дополнительные нагрузки лучше начинать со второго класса, поскольку к этому периоду ребенок уже адаптирован к школе и может вполне успешно распределять свои силы. Конечно, если ребенок явно демонстрирует свои стремления, страсть к рисованию, спорту, например, то занятия можно начинать и ранее. Но перед этим воспользоваться советом опытного детского психолога или знающего педагога. В игровой форме занятия в студиях вполне могут проводится и для совсем маленьких детей, начиная примерно с 3-4-летнего возраста.

 

— ЕГЭ – еще один повод для стрессов. Как их, если не избежать, то минимализировать?
— К любому экзаменационному испытанию лучше готовиться заранее, изучая предметы, по которым будут экзамены, блоками. То есть, разбить на составляющие весь объем и не пытаться все осилить за раз. Начинать подготовку лучше всего со второй четверти учебного года, а не за пару месяцев до ЕГЭ. Хотя и во время подготовки необходимо помнить о разумном отдыхе.

Родителям и педагогам можно посоветовать избегать создания ажиотажа вокруг темы ГИА и ЕГЭ: в нашей жизни существуют ПРОСТО экзамены, и даже после их неудачной сдачи, ребенок все равно МОЖЕТ добиться того результата, к которому стремился изначально. Для этого просто нужно сохранять спокойствие и поддерживать в детях позитивный взгляд на жизнь.

http://sarnovosti.ru/news.php?ID=209


Дата публикации: 02.03.2015   РубрикаПубликации и интервью