В праздники принято поздравлять друзей. Вот и давний друг нашего издания, психолог Сергей Саратовский, 12 февраля отметит 20-летний юбилей своей профессиональной деятельности. Жители области знают его не только как специалиста в области науки о душе, но и как общественного деятеля, человека неугомонного и имеющего активную жизненную позицию. В преддверии этой круглой даты мы встретились с Сергеем Владимировичем в нашей редакции.

 

-Сергей Владимирович, почему Вы решили заняться психологией?

-Начнем с того, что о практических психологах в нашем Отечестве узнали сравнительно недавно, поэтому в своем детстве, которое пришлось на позднюю брежневскую эпоху, я мечтал стать врачом-терапевтом. Да и увлекаться психологией я начал, получая именно медицинское образование. А когда в самом начале 1990-х передо мной встал вопрос: медицина или психология? – я уже практически не раздумывал, отдав предпочтение науке о душе.

И сегодня, с высоты 20-летнего опыта, понимаю, что не ошибся в своем выборе. А тогда нужно было определиться с направлением в психологии. Начались довольно мучительные поиски себя в новой профессии. Постепенно, год за годом, отшелушивалось все ненужное, наносное, а моя деятельность постепенно приобретала ее нынешние черты – семейная и педагогическая психология, этнопсихология и психология религии.

Это сейчас я отдаю предпочтение индивидуальной работе с человеком, но было время, когда приходилось активно консультировать государственные и коммерческие предприятия, занимаясь вопросами их кадровой политики и проблемами межличностных отношений в трудовых коллективах. Даже в кризисный 1998 год я с группой единомышленников, среди которых была и моя замечательная супруга, стоял у истоков основания теперь уже старейшего в Поволжье кадрового агентства «Экостатус», которое продолжает успешно функционировать и поныне. А вообще мой послужной список вместил в себя с полдюжины направлений в сфере практической психологии. (Смеется).

 

-Начало Вашей деятельности пришлось на непростые для всей страны годы. Как Вы оцениваете психологическое состояние общества тех лет в сравнении с современным обществом?

Начнем с того, что в ту эпоху у людей были совершенно иные проблемы: рэкет, поставивший на колени большую часть делового населения страны, сверхполномочия силовых структур, тормозившие развитие отечественного предпринимательства, и абсолютная незащищенность людей перед законом, не дававшая никакой уверенности в завтрашнем дне. Перелистайте газетные архивы тех лет: тогда средства массовой информации попросту кишели криминальными сводками о похищениях людей и жестоких расправах над предпринимателями и членами их семей. Именно 1990-е подарили нам такое понятие как «бомж»: десятки тысяч людей остались тогда на улице благодаря несовершенству законодательства и проискам нечистых на руку дельцов.

Это сейчас я могу рассуждать с человеком о его внутренних проблемах и переживаниях, а тогда необходимо было давать советы иного порядка – советы, позволявшие не только принять единственно правильное решение, но и, возможно, выжить в тяжелейших обстоятельствах. А если учесть, что я начал свою деятельность в неполные 17 лет, то можно легко представить ту ежедневную эмоциональную нагрузку для юного организма, которую приходилось ежеминутно испытывать на себе.

Сейчас мы стали другими и подчас забываем о том, чего нам стоили нынешние элементы политической стабильности. И, к большому сожалению, теперешняя молодая смена наступает на те же грабли, что и их предшественники. А ведь среднее и старшее поколение прекрасно помнит, во что вылились тогда для 15-25-летних парней и девушек «вишневые девятки», поклонение «золотому тельцу» и повсеместное отрицание общественной морали. Где теперь они, герои того времени? Как и прежде, жизнь расставляет все по своим местам: легкие и быстрые деньги никогда не служат основой стабильного существования человека. Так устроен мир: рано или поздно нас заставляют платить по счетам.

 

-С какими проблемами к Вам чаще всего обращаются люди?

-Увы, проблемы у каждого из нас во все времена схожи: семья, здоровье, деловая сфера. Сейчас все чаще – видимо, кризис на дворе – обращаются с вопросами межличностных отношений в трудовых коллективах и с начальством. Все больше всплывает такая проблема как моббинг – говоря простым языком, подсиживание сотрудника на работе.

Немалый процент отводится темам семьи и брака. Вообще, супружеские отношения стали иными, более сложными, а сам институт брака вообще постепенно деградирует, и этому имеется ряд серьезных демографических, социальных и экономических причин. Я имею в виду, что, к сожалению, развиваются свободные отношения и нарастает такое явление, как «гостевой» брак.

 

-Кто (мужчины или женщины) и преимущественно какого возраста обращаются к Вам за психологической помощью? Меняются ли эти показатели со временем?

-Процент соотношения женщин и мужчин, обращающихся за психологической помощью, остался неизменным – примерно 80:20. Эти показатели практически не меняются, хотя могу отметить тот факт, что если раньше мужчины чаще приходили к психологу по настоятельной просьбе своих жен и матерей, то теперь сильная половина демонстрирует удивительную самостоятельность в этом вопросе. Иными словами, мужская часть населения стала больше доверять психологам и чаще прибегать к психологической помощи. Что касается возраста, то в этом смысле разброс велик: идет как молодежь, так и люди более старшего возраста. А вот те, кто старше 65 лет, как правило, предпочитают решать свои проблемы самостоятельно.

 

-Как соотносятся Ваша работа психолога с работой в церкви? Что между ними общего и чем они различаются?

Мне, как специалисту в области психологии религии, довольно часто задают этот вопрос. Каждому из нас необходимо понимать, что работа психолога не дублирует работу священника. У этих людей совершенно разные задачи: психолог заботится о душевном равновесии клиента, а священник – о спасении души человека.

Не секрет, что появление психолога в церковной среде нередко воспринимается неоднозначно. Причин тому несколько, но главная из них – не все способы, применяемые в психологии, совместимы с верой в Бога. Например, Церковь отрицает интервенционные, т.е. связанные с вмешательством в психику человека, методы психотерапии. А раздел психотроники, который многим известен под названием «парапсихология», и подавно вызывает жаркие споры не только в церковных, но и в научных кругах. В любом случае, психолог в своей работе должен руководствоваться основным медицинским принципом: не навреди!

Не секрет, что психологическая помощь в основном ориентирована на людей неверующих или весьма отрицательно настроенных по отношению к религии. Поэтому в современной церковной жизни психолог просто необходим: его знания позволяют в ином свете увидеть проблемы верующих, помочь им найти равновесие между своими религиозными убеждениями и необходимостью жить бок о бок с атеистами.

 

-Сегодня создаются Общественные советы при различных структурах (городской и районной власти, полиции и т.д.). О чем, по Вашему мнению, это говорит? Свидетельствует ли это о том, что у нас действительно создается гражданское общество и реально действующий общественный институт?

-Мы неизбежно придем к построению гражданского общества. Страна, занимающая 1/6 часть суши просто не может бесконечно жить на ручном управлении, когда первое лицо государства, подобно заложнику, вынуждено отвечать «за того парня», за тех, кто своим бездействием доводит ситуацию до абсурда.

Мне импонирует, что в последнее время у районной власти и районного Общественного Совета постепенно формируются конструктивные отношения. Да, спорим, да, не соглашаемся, да, убеждаем друг друга в своей позиции. Но именно отсюда начинаются нормальные взаимоотношения между властью и общественностью. Быть может, пройдет еще достаточно времени, когда этот механизм отладится и заработает на полную мощность. Но начало этому диалогу, поверьте, уже положено.

 

-Вы психолог, помощник настоятеля Александро-Невского храма, член Общественного совета ЭМР. Как Вы все успеваете?

-Полагаю, что у каждого, пришедшего в этот мир есть своя, особая миссия. Мои родители меня когда-то научили терпеливо переносить временные трудности, а бабушка привила мне веру в Бога. Вот так и иду по жизни, прося Творца лишь об одном – успеть сделать все то, что запланировано.

 

-Сергей Владимирович, спасибо за беседу! Желаю успехов в Вашей дальнейшей работе!

(опубликовано в газете «Курьер-Поволжье»; заглавие интервью: «Сергей Саратовский: «Прошу Творца дать мне возможность успеть все то, что запланировано»», 2012)


Дата публикации: 30.01.2012   РубрикаАрхив публикаций