Дорогая Анна Никифоровна!

Для начала нужно понять, какой смысл каждый из нас вкладывает в словосочетание «раннее развитие»? Ведь очень часто в этот набор знаний родители включают чтение и счет. Некоторые идут дальше, дополняя багаж малыша необходимостью постигать премудрости иностранной речи и музыки.

Практически каждый из нас хочет видеть в своем ребенке нового Моцарта, Пеле или Ландау. Родители предпринимают все мыслимые и немыслимые шаги, чтобы чадо смогло наконец приобщиться к миру великих гениев, нанимают гувернанток, тратят неимоверные средства на занятия по специальным чудо-методикам. Итог, как правило, оказывается плачевным – вчерашний «вундеркинд», или «индиго», до того подававший самые радужные надежды, достигая школьного возраста, вдруг начинает вести себя апатично и становится равнодушным к приобретению новых знаний. И тут возникает паника: родители тщетно пытаются исправить ситуацию, неумело перемежая «кнут» с «пряником».

Но проблема-то кроется как раз в другом. Ребенка попросту лишили детства и равномерного развития, навязав ему чуждую систему ценностей. Как результат, детская психика дает сбой в самый неподходящий момент.

Тем, кто без оглядки на индивидуальные особенности малыша лепит из него «человека будущего», рекомендую к прочтению критическую литературу в отношении многих современных педагогических приемов.

А теперь давайте подумаем: что должен усвоить малыш к своему трехлетию? Он должен знать и различать объекты живого и неживого мира, различные формы поведения, определять атмосферные и другие явления. После этого возникает резонный вопрос: чрезмерно «развивая» ребенка, не обедняем ли мы его, не обкрадываем ли его детство, не допускаем ли насилия над его психикой? Или давайте зададим себе другой вопрос: коль скоро мы имеем огромный запас различных эффективных методик по выращиванию маленьких гениев, то куда эти гении деваются в дальнейшем? Почему ими не наводнены все улицы, а иной «вундеркинд» норовит разбить стекло в школьном спортзале или нацарапать на стене недвусмысленную надпись? Всё потому, что ребенок, взрослея, проходит ряд обязательных возрастных стадий. Да и само взросление не идет равномерно (где-то активно идет физическое развитие, а где-то – психическое).

Ведущая деятельность в период раннего детства (от года до трех лет) – предметно-манипуляционная. Иными словами, ребенок все должен трогать, нюхать, щупать, пробовать на вкус и т.д. Но ни в коем случае не сидеть за партой! Психологи и педагоги считают, что этот период также важен для эмоционального развития малыша. Ведь ему еще очень близка и нужна мама, и у родителей он перенимает основные формы проявления своих чувств и эмоций.

Считается, что в период с 1 до 3 лет ребенок подобен губке, впитывающей в себя от взрослых все то, что преподносится ему в интересной и увлекательной форме. И если мы подразумеваем под фразой «раннее развитие» наше умение в игровой форме взаимодействовать с ребенком, то в этом нет ничего плохого. Ведь в игре развивается мелкая моторика, речь, внимание и память. Причем, развитие всех этих способностей достигается не зазубриванием цифр и букв, а с помощью лепки, рисования, чтения небольших стихотворений, пения, танцев и т.д. Специалисты также рекомендуют к использованию различные конструкторы, игры с песком, водой и природными материалами. Этим самым мы создаем т.н. «развивающую среду» для ребенка, всецело помогая его свободному развитию.

И еще. Старайтесь не привлекать малыша к занятиям, если он болен или испытывает временные сложности с настроением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что раннее развитие для ребенка весьма полезно, но вот к выбору методов нужно подходить с особой осторожностью. Поэтому прежде чем применять ту или иную программу раннего развития, внимательно ознакомьтесь с ней и подумайте о том, насколько она отвечает интересам вашего наследника?

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2010)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы