Считается, что лотереи, как и многое другое, в Россию привёз Пётр I. С тех пор прошла уже не одна сотня лет, но популярность этого развлечения не угасла. Скорее, наоборот. По данным недавних исследований, россияне стали больше надеяться на удачу и чаще покупать лотерейные билеты/

На днях РБК опубликовало статистику, согласно которой в прошлом году в стране резко выросли продажи лотерейных билетов. Только в отделениях «Почты России» их стали покупать на 46 процентов чаще, чем в 2015-м. А всего за последние два года желающих испытать удачу стало вдвое больше. Об этом говорят все, кто занимается продажей лотерейных билетов. Многие из людей, занятых в игровой индустрии, склонны считать такой рост логичным продолжением поли- тики государства. Ведь в России уже давно запрещены казино и различные игровые автоматы, которые раньше стояли чуть ли не на каждому углу. А с 2014 года этот запрет распространился и на Всемирную сеть, где отныне запрещены онлайн-казино. Право на организацию лотерей в России теперь есть только у Минфина и Минспорта.

Считается, что люди, которые раньше выплёскивали свой азарт в залах игровых автоматов или онлайн-казино, теперь перешли на легальные его формы — государственные лотереи. Впрочем, скорее всего, причины роста продаж лотерейных билетов ещё более глобальны.

Многие исследования, которые уже давно проводили за рубежом, показывают, что в период кризиса люди в принципе склонны пытаться заработать именно таким нехитрым способом. Это касается далеко не только России, такие тенденции прослеживаются во всём мире, даже там, где экономическая ситуация ухудшилась незначительно. Например, в относительно благополучной Исландии, которую кризис начала 2010-х годов затронул, но в несколько меньшей степени, чем Испанию или Португалию, люди также стали больше играть.

Согласно одному из исследований, в островном государстве ещё в 2011 году на 10 процентов выросло количество участников основной государственной лотереи. В Испании в рождественской лотерее 2016 года и вовсе участвовало почти 80 процентов населения страны. Правда, там это давняя традиция, и количество участников и раньше было очень высоким.

А в Индии пошли ещё дальше — там в конце прошлого года решили провести денежную реформу: людей хотят обязать больше пользоваться электронными платёжными системами. Местных жителей в программу зазывают с помощью лотереи. Зарегистрировавшись в электронной системе, участники получают возможность выиграть от 15 до 1500 долларов, а в середине апреля обещают и розыгрыш 1,5 миллиона в американской валюте.

У нас интерес к лотереям, как уже говорилось выше, также неуклонно растёт. Это отметил и генеральный директор торгового дома «Столото» Антон Шапиро на Business FM. «Во-первых, уже два года идёт успешная рекламная кампания в большинстве каналов масс-медиа. Во-вторых, в прошлом году было запущено достаточно много новых продуктов, которые хорошо зарекомендовали себя, — заявил он. — И самое главное — в конце прошлого года впервые в истории России и Советского Союза состоялось беспрецедентное двухчасовое лотерейное шоу на НТВ, что существенно поменяло взгляд людей на лотереи, на социальное значение. В целом продажи великолепны».

Психолог Сергей Саратовский отмечает, что в кризисные периоды люди чаще устремляются за «легкими» деньгами, которые, по их мнению, позволили бы им поддерживать тот же уровень жизни и материальных трат, к которому они привыкли в «тучные» годы.

«Любые способы получения дохода, которые раньше выпадали из поля зрения обывателей, — лотереи, азартные игры — во время кризиса становятся как никогда актуальны. Как только человек чувствует, что финансы у него на исходе и грядут материальные трудности, он пытается найти любую возможность заработать», — говорит Сергей Саратовский.

Именно поэтому такие моменты благодатны для различного рода мошенников, играющих на тайном людском страхе потерять средства к существованию. В наше время, когда информация о человеке легкодоступна (например, в соцсетях в Интернете), люди все чаще становятся жертвами аферистов. А кого-то кризис и вовсе подталкивает на скользкую дорожку. Причём окончание кризиса не всегда означает, что у людей пройдёт азарт. Остановиться многим впоследствии бывает уже сложно.

«Кризис пройдёт, а азарт может психологически закрепиться у человека. Игромания ещё со времён появления игровых автоматов стала бичом нашего общества. Зависимое поведение (то, что в психологии называется аддикция), обострившись в кризисные годы, порой сопровождает некоторых лиц и в более благополучный в материальном плане период, — поясняет Сергей Саратовский. — Поражения многих не останавливают. Есть такой психологический феномен: если человек тратит много сил и времени на решение какой-то задачи, то ему уже тяжело отказаться от неё. Чем больше он расходует средств, например, на лотерею, тем сильнее у него желание доказать, что эти траты не были напрасны. И человек продолжат играть и тратить ещё больше денег, хотя ничего кроме финансовых потерь и разочарования такой подход обычно не несёт».

С тем, что в последнее время люди склонны к вере в победу в лотерее и играют больше, согласны и наши читатели.

«Чем тяжелее жизнь, тем больше человек начинает надеяться на чудо-выигрыши. Психологическая защита так срабатывает. Я это по знакомым видела, — пишет одна из жительниц Саратова. — Сама играла лет 15 назад пару раз. Дважды выиграла приличные по тем временам суммы, но больше играть почему-то не хотелось никогда. Не могу объяснить, почему».

Многие считают, что увлечение азартными играми происходит из-за того, что люди отчаялись заработать хорошие деньги другим способом и не видят для себя другого выхода. В настоящее время большинство любителей азартных игр и вправду уходят из подпольных казино или интернет-заведений. Они обращаются к государственным лотереям или букмекерским конторам. Дело тут не только в том, что игорная деятельность в большинстве случаев в России противозаконна. Просто тот продукт, который продают профессионалы игорного дела, оказывается куда более привлекательным для азартных людей.

«Люди падки на красивую обёртку, а лотереи — это целая индустрия, в которой задействованы грамотные и расчетливые организаторы. Главная её задача — принудить человека в кризисное время играть. Люди видят, что заработанных денег недостаточно, и у них возникает большой соблазн купить лотерейный билет и выиграть. А красочная подача на экранах ТВ только делает этот вид развлечений еще более привлекательным. Прибавьте к этому активное муссирование образа «счастливчика», мгновенно получившего большие деньги, не прилагая при этом особых усилий. Недаром телеигры пользуются особой популярностью в России уже почти три десятка лет — ведь там достаточно повращать барабан, угадать слово или фразу — и ты можешь уйти с дорогими призами, — говорит Сергей Саратовский. — В отношении лотерей всегда поддерживается миф о больших выигрышах. Посредством «сарафанного радио» разносятся новости о том, что кто-то где-то выиграл крупную сумму. И хотя самих победителей лично обычно никто не знает, необходимый ажиотаж создаётся, тем более что телевидение и Интернет обладают большим влиянием на людей. Судя по всему, в ближайшее время тяга к лотереям в нашем обществе отнюдь не пройдёт».

Эксперты отмечают, что если раньше в обогащение посредством лотерейных билетов склонны были верить представители старшего поколения, то сейчас аудитория молодеет. Теперь это люди 20-30 лет.

«Это неудивительно. Человек в 20-25 лет стоит в начале своей взрослой жизни. Тем более люди этого возраста не помнят 90-е годы с их разгулом бандитизма и рэкета, не вынесли уроков из ошибок предыдущего поколения, стремившегося в лихолетье любым путём добыть денег. Молодое поколение — это чистый лист, который все начинает с нуля, ведь собственного опыта у молодежи нет, а такие понятия как воспитание и преемственность поколений за два десятилетия было практически размыто, и это может сыграть злую шутку», — говорит Сергей Саратовский.

 

Сергей ДОЛОТОВ

Газета «Саратовские вести» № 30 (5529) от 24 марта 2017 года

 

P.S.

В печатном варианте статья называется «На последнюю заначку накуплю билетов пачку»

 


Дата публикации: 27.03.2017   РубрикаПубликации и интервью