Дорогая Татьяна!

Привожу текст вашего письма полностью:

«Недавно заприметила в нашем дворе двух малышей с детским церебральным параличом, гуляющих со своими мамами, и была удивлена разности поведения детей. Один ведет себя очень открыто, всем улыбается, стремится вступить в контакт и его остальные дети тоже принимают. А другой постоянно хмурится и жмется к маме. Выходит, дело не в заболевании, а в том, как относятся к болезни малыша взрослые, в частности родители? Как вести себя родителям ребенка-инвалида, чтобы он не замкнулся и смог максимально адаптироваться в жизни?

 

Умение или неумение взаимодействовать с окружающими прививается каждому ребенку – здоровому или больному – еще в раннем детстве. Конечно, что-то зависит от индивидуальных психологических особенностей малыша, что-то от стадии и выраженности основного заболевания. Но в подавляющем большинстве случаев на восприятие ребенком-инвалидом себя и своей болезни влияет отношение к нему со стороны других людей.

К сожалению, наше общество еще недостаточно готово к тому, чтобы правильно относится к детям-инвалидам. Чаще всего это отношение выражается либо в полном равнодушии, либо во внешней жалости, либо, напротив, в избыточном желании оказать одномоментную помощь, невольно акцентируя внимание на состоянии здоровья малыша, что порой причиняет еще большие страдания ему и опекающим его родителям.

Не секрет, что каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего чада, хочет получить максимум информации, имеющей хоть сколько-нибудь значимое отношение к проблеме. Эти знания не только помогают семье реально взглянуть на болезнь, но и дают необходимые силы для борьбы с недугом.

Если говорить о детях с диагнозом ДЦП, то интеллект многих из них изначально вполне соответствует возрастным нормам, но при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Таковы особенности данного заболевания, накладывающие отпечаток на его поведение и отношение к окружающим. В раннем возрасте эти детки оказываются неспособными к продуктивной работе в коллективе, им трудно соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Эта «детскость» проявляется и в более позднем, школьном возрасте: повышенный интерес к игровой деятельности, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию над собой. Их поведение часто сопровождается эмоциональными всплесками, излишней двигательной активностью и быстрой утомляемостью.

Какие советы можно дать родителям в этом случае?

1.Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Это правило универсально для всех детей — и больных, и здоровых.

2.Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.

3.Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

4.Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т.е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.

5.Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.

6.Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

7.Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2012)


Дата публикации: 03.04.2012   РубрикаВопросы и ответы