Дорогая Анастасия!

Наконец-то, каникулярное время сменилось школьными буднями. Надо сказать, что привыкание (или, как сейчас говорят, адаптация) к школе каждого ученика происходит по-разному: один легко вливается в коллектив новых (или повзрослевших) одноклассников и включаются в учебный процесс, а другой испытывает настоящую психологическую ломку, иногда негативно отражающуюся и на физическом самочувствии ребенка.

С возрастом детская психика «тренируется», и школьнику с каждым годом становится все легче адаптироваться к резкой смене многонедельного отдыха на ежедневный труд. Но бывает и так, что возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает полностью, а перерастает в различные психологические комплексы. Преодоление этой проблемы возможно лишь при совместных усилиях школьных специалистов (учителей, психологов), родителей и самого ребенка.

1.Психологи считают, что примерно до 5-го класса дети (и, соответственно, их родители) нуждаются в определенной подготовительной работе. Эта работа должна начинаться почти за месяц до 1 сентября: созванивание и встречи с одноклассниками, налаживание «школьного» режима утреннего подъема и отхода ко сну, посещение школьного базара с покупкой формы и всех необходимых принадлежностей, небольшие занятия с целью закрепления приобретенных ранее навыков. При всем при этом следует избегать постоянных напоминаний о начале учебного года и традиционных родительских заклинаний: «останешься на второй год», «будешь перебиваться с двойки на тройку» и пр. Все это только вызывает внутренний протест у ребенка и еще больше дезорганизует его.

2.Ни для кого не секрет, что взрослые и дети с огромным нетерпением ждут первого учебного дня. Приятные предварительные хлопоты (новый портфель, аккуратный костюм, непременные цветы для учителя) настраивают ребенка на хороший лад. И здесь самое главное – не торопить ребенка в праздничный день, сказать ему ободряющие слова, создать ему максимально радостное настроение на весь день. Ведь очень часто самый именно первый день является и самым трудным: шум, музыка, торжественные речи, ажиотаж – все это будоражит детское воображение. Поэтому взрослые обязательно должны заранее спланировать этот день, выделив два-три часа для приятного времяпрепровождения и отдыха.

3.Как правило, первая неделя проходит на эмоциональном подъеме, поэтому поступки школьника могут выдавать некоторую рассеянность: одежда к утру не готова, портфель не собран. Тут лучше помочь своему ребенку и обойтись коротким замечанием.

4.Первоклашкам свойственна высокая мотивация к обучению. И здесь очень важно активно поддержать ребенка, ведь новые требования и новое окружение заставляют чувствовать его незащищенным и одиноким. Поэтому в первые несколько месяцев взрослые должны подробно знакомить первоклассника с основами поведения в школе, правилами безопасности по пути в школу и домой, разбирать обычные и нестандартные ситуации, произошедшие в классе, приучать к новому режиму дня, учить ведению тетрадей и выполнению домашних заданий.

5.Ваше чадо должно понимать, что ошибка не является трагедией, но лишь позволяет ему быть внимательнее и аккуратнее во всем. Страх перед совершением ошибки должен уступить место конструктивному подходу.

6.На первом этапе адаптации ребенка к школе режим родителей должен идти параллельно с режимом ребенка. Именно своим примером, а не бесконечными нравоучениями и нотациями мы можем продемонстрировать новоиспеченному школьнику организацию учебного дня. И здесь очень важно единоначалие: контроль над ребенком должен осуществлять кто-то один (помните знаменитую поговорку о том, что «у семи нянек – дитя без глаза»?).

7.Дома школьнику необходим свой письменный стол, настольная лампа и книжный шкаф (или полка). Внимательно следите за порядком на столе, приучая ребенка к аккуратности и последовательности.

8.Через месяц у первоклассника наступает первый эмоциональный спад: трудно рано вставать, неподвижно сидеть на уроках и т.д. Родительская изобретательность помогает решить проблему и здесь. Надо заметить, что в этот период главная роль начинает принадлежать учителю. Ребенок подражает ему, копирует его, постоянно ссылается на него. Как правило, такой авторитет учитель сохраняет до 3 класса.

9.Не требуйте от первоклассника только хороших отметок, поскольку в таком требовании и заключается главный вред. Даже великий Эйнштейн в школе был довольно посредственным учеником.

10.Научите ребенка позитивному сравнению: что он умел раньше и чему научился сейчас. Тогда процесс обучения (и научения) будет доставлять ему особую радость. И помните: если ребенок ощущает поддержку и помощь взрослых, то к концу года из него выйдет ответственный и пунктуальный ученик.

(опубликовано в газете «Наше слово», 2009; «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы