6 июля 2016 года из Папской Канцелярии вышло письменное Благословение Папы Римского Франциска I на имя специалиста в области психологии религии и этнопсихологии Сергея Саратовского, подписанное Верховным элемозинарием Святого Престола титулярным архиепископом Конрадом Краевским и скрепленное рельефной печатью Ватикана.

Надо заметить, что это уже второе письменное благословение, пришедшее в адрес психолога: первое было дано 27 мая 2005 года предшественником нынешнего понтифика — Папой Римским Бенедиктом XVI.

По сложившейся традиции, официальный текст папских Благословений имеет стандартный вид — независимо от темы или запроса на Благословение. В переводе на русский язык оно звучит так (в вольном переводе):

«Его Святейшество Франциск от всего сердца преподает Апостольское Благословение господину (Don) Сергею Саратовскому, призывая на него обилие Небесных благ и помощи Пресвятой Девы Марии»

Справка: в современной Италии приставка «Don» является почётным титулом духовенства, а также лиц дворянского звания или происхождения: официальное обращение к тому или иному лицу с употреблением предиката «Don» в официальных документах, написанных от имени Папы Римского, монарха и суверена Святого Престола, устанавливает или подтверждает этот факт.

-Являясь специалистом в сфере психологии и теологии, я четко понимаю, что данный документ — это простое письменное признание Папой Римским моего многолетнего теоретического и практического вклада в развитие специальных научных областей: этнической психологии и психологии религии. Будучи православным верующим, в качестве подлинного духовного Благословения воспринимаю лишь Благословение, исходящее от имени представителей православного священства. Тем не менее, благодарю Его Святейшество, главу одной из старейших христианских Церквей, за высокую оценку моей четвертьвековой работы, выразившейся в тексте официального письма, — отметил Сергей Саратовский.

 

P.S.

Дабы не вдаваться в длительные богословские рассуждения, отметим, что уникальность института папства состоит в том, что Папа Римский является в международном праве персоной исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными властными функциями: монарх и суверен Святого Престола, глава Римско-Католической Церкви и суверен города-государства Ватикан. При этом полный суверенитет Папы Римского как монарха Святого престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Согласно мнению современных православных богословов, отраженном в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию» (Москва, 13-16 августа 2000 года), диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений.

В своем выступлении перед учащимися МДАиС от 1 ноября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион отметил: «…Жизнь людей в самых разных странах идет своим чередом. Православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, не будучи единой Церковью, будучи разделены по различным богословским и экклезиологическим вопросам, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно отвечать на вызовы современности. Я называю эту форму взаимодействия «стратегическим альянсом» между Православной и Католической Церквами. Речь идет о том, что мы вместе можем помочь людям осознать, что такое традиционные христианские ценности – семья, ценность человеческой жизни от зачатия до смерти, воспитание детей, целостность и нерасторжимость брака».

Одной из таких форм взаимодействия вполне может выступать как научное, так и общественное сотрудничество в области психологии религии и этнической психологии.

Еще одним важным моментом является тот факт, что 7 декабря 1965 года Папа Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор «изжили из памяти Церкви» взаимное анафемствование, «предав его забвению». Помимо этого, 12 февраля 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск, пребывая в Гаване (Куба), отметили: «В современном мире — многоликом и в то же время объединенном общей судьбой — католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин. 17:21). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества».

 


Дата публикации: 04.10.2016   РубрикаНовости, Общественные новости