У телевизионщиков в ходу выражение: «Дети и животные поднимают рейтинг». Малыши столь естественны и искренни, что стоит показать их по ТВ, зрительское сочувствие и внимание обеспечено. В последнее время в России этот эффект стали использовать с пугающей циничностью.

«Голос. Дети» и «Лучше всех!» на «Первом канале», «Синяя птица» на «России 1», «МастерШеф. Дети» на СТС, «Ты супер!» на НТВ — на телевидении сейчас настоящий бум шоу с участием талантливых детей. Они поют, танцуют, музицируют, создают кулинарные шедевры.

Одновременно на тех же каналах идут и взрослые аналоги этих проектов, но по антуражу, процедуре отбора, приемам судейства взрослые и детские шоу ничем не отличаются. Страсти кипят нешуточные, без скидок на нежный возраст.

Много шума наделал недавний выпуск конкурса «Ты супер!» с участием 12-летней Ани Чудаковой из Саратовской области. Она исполнила композицию из репертуара группы IOWA — «Песня простая», сопровождая свое выступление зажигательными движениями и вокальной игрой. Находящаяся в жюри певица Елка так впечатлилась выступлением Ани, что сразу проголосовала «за». А вот остальные судьи повели себя странно. И странность была не в том, что композитор Виктор Дробыш и певец Стас Пьеха нажали на зеленую кнопку уже в конце песни, а в том, как они объяснили такую запоздалую реакцию. «Мы с самого начала уже мысленно решили выбрать Аню, однако я дал Стасу знак, мол, давай «приколемся», посмотрим на ее реакцию. Таким образом «тянули кота за хвост», — пояснил Дробыш. Второй подтвердил: «Аня видела, что мы в раздумье, и с каждой секундой всячески искала различные ключи воздействия, лишь бы мы уже решились. И это было приятно, я кайфовал, получал удовольствие от того, как ради нас так стараются». От пережитых волнений девочка расплакалась. Напомним, что участники шоу «Ты супер!» — дети, не имеющие родителей, воспитанники домов-интернатов, так что желание «кайфовать» и «приколоться» над ребенком с такой биографией по меньшей мере цинично.

Скандал разразился и на «Первом канале». В одном из выпусков взрослой «Минуты славы» приняла участие восьмилетняя Виктория Старикова из Нижнего Тагила. Сам факт её участия и репертуар (девочка пела явно взрослые композиции Земфиры и Трофима) возмутили членов жюри — журналиста Владимира Познера и актрису Ренату Литвинову. Она крайне негативно высказалась в адрес тех людей, которые, по ее словам, «вытащили ребенка на сцену». Ее поддержал Познер, заявив, что с такими родителями нужно проводить воспитательные беседы по поводу их амбиций. Он опубликовал пост в социальных сетях, написав, что не имеет ничего против профессиональных конкурсов, например, пианистов или скрипачей, в которых соревнуются будущие профессионалы, для них конкурс — это часть образования. «Однако такие конкурсы, как «Минута славы», — это совсем другое дело. Это не борьба между будущими профессионалами, это, скорее, своего рода шоу, в котором люди могут показать себя и, если удастся, выиграть определенную сумму денег и, может быть, обратить на себя внимание какого-либо агента. Организаторы такого конкурса исходят из одного соображения: как сделать так, чтобы был высокий рейтинг, как привлечь максимальное количество зрителей. Для них дети — это такая приманка, зритель очень падок на это…».

Чуть ранее в детские телешоу «выстрелил» актер Михаил Боярский, кстати, сам часто заседающий в жюри взрослых телеконкурсов. Он назвал шоу «Лучше всех!» чудовищным. Напомним, что там к шоумену Максиму Галкину приходят дети и демонстрируют уникальные умения — играют в шахматы в три года, цитируют наизусть «Евгения Онегина», называют с ходу столицу любой страны и т.п. Боярский заявил, что в этом детском шоу детей дрессируют родители, подвергают их стрессу и волнению.

Психолог и общественный деятель Сергей Саратовский категорически против участия детей в таких ТВ-шоу. «Такие мероприятия, как конкурсы красоты и талантов изначально задумывались для взрослых участников, людей с уже сформировавшейся психикой, самооценкой. Проигрыш их, конечно, расстроит, но не станет жизненной катастрофой. Совсем другое дело — дети. Детская психика не сформирована и нежна, гонка за успехом может непоправимо сломать жизнь малыша или подростка.

Одно дело, когда оценивают рисунок, игру на музыкальном инструменте, танец, спортивное упражнение в рамках конкурса в школе, в районе. Дети учатся, работают над ошибками, сами сравнивают, взрослеют. Здесь есть стимул стараться, творить, добиваться лучшего результата. А на телешоу оценивают личность, ее возможные изъяны, а не степень таланта. Жюри — из жестокого мира шоу-бизнеса, где действуют законы естественного отбора, оно судит детей без скидок на возраст. Надо учитывать и фактор публичности. Все становятся свидетелями его неудачи, видели по ТВ его проигрыш. Как возвращаться в родную школу, город, двор? Окружающие часто бестактны. Когда дети проходят кастинг на роль в кино, там тоже выбирают кого-то. Но сами участники не видят своих конкурентов, не переживают бурю эмоций, подогретую всеобщим вниманием. Просто выносится вердикт — выбрали, не выбрали. Это вполне щадящий вариант для детской психики».

Телешоу на том и построены, что все — на показ. Рейтинги делают эмоции участников — слезы, крупный план лиц, срывы, бурная радость. Организаторы проектов разжигают страсти, спекулируют на них, провоцируют. Иначе шоу не must go on, зрители не прильнут к экранам.

Конечно, детей на телешоу приводят родители. А если родителей нет? Конкурс «Ты супер!» на НТВ устроен исключительно для детей, оставшихся без попечения родителей — воспитанников детских домов, школ-интернатов. За этих детей ответственность несет руководство учреждения. Неужели заведующим все равно, в какую атмосферу попадают воспитанники на ТВ? Или их заверяют, что с детьми будут работать бережно? Впрочем, это не аргумент для интернатских психолога и воспитателей, которые наверняка общаются с детьми во время кастингов и конкурса и видят, какими воспитанники возвращаются обратно.

Примечательно, что еще до того, как это шоу вышло в эфир, о рисках для юных участников предупреждал продюсер сверхпопулярной в 80-е группы «Ласковый май». Как известно, и солиста Юру Шатунова и музыкантов Андрей Разин нашел в детских домах. Сегодня Разин является президентом Ассоциации воспитанников детских домов. «Я больше всего боялся, что телевидение, не дай бог, возьмется за детей-сирот. То, что делает НТВ, — катастрофа… Я 30 лет работаю с сиротами и убежден: работать с детдомовскими детьми может исключительно детдомовский. Поэтому не верю НТВ», — сказал Разин «Собеседнику» в декабре 2016 года. «Как можно, делая шоу с участием сирот, обойтись без опытного консультанта, который имеет непосредственное отношение к подобным детям и знает, как с ними работать?! Как можно доверять сирот девчонкам и мальчишкам с дипломами журналистов? Они просто угробят их жизни…» — уверен он.

А вот организаторы детских телешоу, похоже, так не думают. «Ребенок на сцене имеет возможность быть услышанным и увиденным! Дети, участвующие в телешоу, приобретают огромный опыт владения собой, своим внутренним состоянием, у них преодолеваются социальные страхи оценки, появляется вера в себя, они учатся сотрудничать, поддерживать друг друга, быть организованными и терпеливыми к выступлениям других», — заявляла психолог проекта «Голос. Дети» Марина Гуменюк.

Её коллега по шоу, Олег Покальчук согласен, что «с консервативной точки зрения, участие в шоу — очень большая нагрузка. Но современные дети и так растут в условиях чудовищного информационного шума. Дети на шоу получают «взрослый» вызов, это может быть неплохой прививкой. Но, как известно, не всякий организм на прививки хорошо реагирует».

Тем не менее, взрослый вызов иногда не по плечу и самим взрослым. В 2007 году алтайский музыкант покончил жизнь самоубийством после съемок в шоу «Минута славы», поскольку жюри не пустило его в финал. Не только проигрыш, но и слава, успех могут болезненно ударить по неустойчивой психике.

«Будучи в детстве звездами кино, эстрады, телевидения, лишь единицы с возрастом остаются на вершинах популярности. Ломается голос, меняется внешность, проходит мода на типаж, и экс-звезда никому не нужна. Сколько изломанных судеб мы знаем! Солист детского хора Сережа Парамонов, кинозвезды «Кортика» Володя Шевкуненко, «Гостьи из будущего» Алеша Фомкин, «Снежной королевы» Ян Пузыревский, некоторые участники «Фабрики звезд»… Их жизнь сложилась трагически — пьянство, преступные связи, неумение найти себя в жизни, ранняя смерть, рассуждает психолог Сергей Саратовский. — В первую очередь нужно работать с родителями, которые не понимают, какому напряжению подвергается их чадо. Ведь многие из них реализуют свои амбиции за счет детей. Певец Игорь Николаев, который немало провел детских конкурсов, как-то в интервью заметил, что обычно к нему подходят родители и просят посмотреть, прослушать ребенка. И почти никогда с такими просьбами не обращаются сами дети. Это о многом говорит. Но я не вижу смысла в запрете шоу с участием детей на телевидении. Правильнее был бы создавать в обществе устойчивое мнение, что дети не товар, их нельзя выставлять на всеобщее обозрение и публично оценивать. Это должны понимать и те, кто работает в СМИ, и сами родители юных дарований, и зрители-читатели. Ведь рейтинги у детских шоу зашкаливают, потому что зрители это смотрят».

 

Юлия ШИШКИНА

Газета «Саратовские вести» № 9 (884) от 9 марта 2017 года

(в оригинале статья называется «Плачьте, дети, — будет рейтинг!»)

 


Дата публикации: 13.03.2017   РубрикаПубликации и интервью