Дорогая Наталья Андреевна, привожу текст Вашего письма полностью:
Моя дочь прожила в браке 11 лет. Сложилось так, что минувшим летом они с мужем решили расстаться, после чего дочь с 9-летним внуком переехали ко мне в Пензу из Москвы. Сейчас, полгода спустя, когда отношения у супругов постепенно налаживаются, моя дочь снова в Москве, а внук продолжает учебу в Пензе. Супруги планируют опять переводить его в столичную школу. Нужно ли это делать в середине учебного года или лучше подождать до лета? (Наталья Андреевна, Пенза)
Замечательно, что вы беспокоитесь заранее: это выдает в Вас заботливую бабушку и маму. В своем ответе я постараюсь указать на узловые моменты, которые помогут Вашей семье принять оптимальное решение.
Действительно, в повседневной жизни нам часто приходится видеть т.н. «кочевых» школьников из семей военнослужащих, священнослужителей, дипломатов и пр., вынужденных менять место учебы. Иногда это происходит не единожды! Но все это относится к разряду обычных ситуаций, не сопряженных с серьезными межличностными проблемами в семьях.
Детская психика гораздо гибче психики взрослого человека, а это значит, что к любым переменам в жизни дети (в том числе и школьного возраста) приспосабливаются быстрее. Конечно, одномоментная смена школьного коллектива, учителей, ритма учебы, окружающей обстановки, климатических условий порой негативно сказывается на успеваемости ученика. Но при должных способностях, здоровье и эмоциональной устойчивости ребенок хорошо адаптируется к новым условиям и восполняет имеющийся пробел в знаниях.
Хотя для излишне впечатлительного ребёнка перевод в другую школу может оказаться довольно болезненным мероприятием. Более тревожные дети нуждаются в подготовке к смене школы. Обычно им требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой среде. Поэтому, Ваш вопрос, как мне кажется, сформулирован не совсем точно. Важен ведь не сам перевод ребенка из одной школы в другую, а прочность взаимоотношений между его родителями.
Хорошо, если Вашему внуку предстоит возвратиться в прежний класс, где он учился в прежние годы и где ему все знакомо. Тогда период адаптации будет сведен к минимуму. Но и здесь есть свои подводные камни. Например, учеба в этом классе может стать своеобразным напоминанием о былых сложностях в семье. Неуместные расспросы со стороны одноклассников (да и преподавателей), с которыми Ваш внук уже один раз расставался «навсегда», могут добавить свою лепту в копилку имеющихся у него психологических проблем.
Если взрослые окончательно не определились с перспективами совместной жизни, то несомненным благом является предоставление ребенку возможности учиться в нынешней школе до конца учебного года. Так ребенку будет проще привыкнуть к мысли о возможных изменениях.
Если вопрос о переезде внука уже решен, то постарайтесь больше (и в позитивном ключе) говорить с ним о предстоящих позитивных переменах, помогите ему увидеть плюсы в этих переменах, чтобы он смог отнестись к переходу другую школу с интересом и радостью.
Не последнюю роль играет и мнение самого ребенка. Если он очень сильно привязан к отцу и матери, то даже недолгое – на несколько месяцев – расставание с ними может принести еще большие проблемы. И здесь, как говорится, решение напрашивается само собою.
В Вашем случае окончательный вердикт о возможности и целесообразности перевода ребенка в другую школу нужно выносить лишь после консультации со школьным и семейным психологом. Первый специалист определит индивидуальные особенности ученика и выявит его способность к адаптации в новом коллективе. Второй – поможет разобраться в тонкостях семейных взаимоотношений и даст соответствующие рекомендации родителям. В любом случае родители должны всегда руководствоваться интересами своего несовершеннолетнего чада.
Думаю, что на семейном совете Вы сможете решить вопрос со своими близкими и расставить все точки над «i».
(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Курьер-Поволжье», 2010; «Волга-Пресс», 2010)
Дата публикации: 03.04.2010 Рубрика: Вопросы и ответы