Дорогая Ангелина!

Когда-то мой дальний родственник, калужский поэт и краевед Валентин Берестов в стихотворной форме прославил чтение:

«Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!»

Но далеко не всегда дети проявляют живой интерес к книгам. В чем же дело?

Конечно же, очень важно, чтобы родители не только сами были книгочеями, но и с раннего детства приучали малыша к книжкам, читая ему стихи и сказки. В этом случае ребенок, еще не осознавая умом, что такое книга, уже начал бы проявлять к ней неподдельное любопытство.

Многие детские психологи полагают, что яркая книжка должна присутствовать в жизни ребенка наряду с привычными игрушками, чтобы ее можно было потрогать, полистать … и даже попробовать на зуб. Иными словами, дать понять малышу, что книга всегда рядом.

Постепенно процесс общения с книгой должен становиться более осознанным и эстетичным: от привычного прочтения до совместного «лечения» поврежденных фолиантов. И здесь родители также должны явить собой пример бережного отношения к собственным книгам, хранящимся в их личной библиотеке.

Специалисты считают, что нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать то, что от него требуется прочесть. Поэтому важно помнить и о том, чтобы материал, представленный в издании, соответствовал возрасту и пристрастиям ребенка. Если книга трудна для восприятия (а это всегда заметно по отсутствующему детскому взгляду), то отложите на время ее прочтение, чтобы вернуться к ней через некоторое время, когда малыш подрастет.

Современная книжная индустрия с каждым годом старается порадовать маленьких книголюбов все большим количеством ярких и красочных изданий. Тем не менее, неправильно подобранное сочетание цветов, неудобные для прочтения шрифты и неудачное или попросту неинтересное изложение материала являются достаточным поводом, чтобы ребенок отложил книжку в сторону, надолго утратив интерес к ней и к чтению вообще.

Зная страсть детей к просмотру картинок, многие родители начинают злоупотреблять покупкой ставших модными комиксов и «ужастиков». Здесь важно помнить, что избыток изданий подобного жанра не только напрочь отбивает у ребенка способность к размышлению над поступками героев, но и всерьез препятствует развитию чувства прекрасного в детской душе.

Очень полезно прочитывать малышу по полчаса-часу каждый день и потом совместно обсуждать прочитанное. Заведите обязательный ритуал вечернего чтения, знакомьте его с тем, чем он интересуется: принцессы, пираты, рыцари, египетские пирамиды и т.д. Читайте вслух, по ролям, инсценируйте понравившиеся малышу отрывки.

Не секрет, что нынешним детям не хватает живого воображения, поскольку их с рождения окружает избыток наглядных образов и готовых изделий, поэтому отсутствует необходимость что-то представлять, додумывать. Именно поэтому родителям необходимо помогать ребенку «вживаться» в книгу, совмещая игру с чтением. В этом случае педагоги настоятельно советуют разыгрывать различные сценки, придумывать сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге, а затем рисовать или мастерить сказочных персонажей.

Когда ребенок научится самостоятельно читать, но по-прежнему будет испытывать леность к самостоятельному чтению, поступите подобно Шахерезаде из сказки «Тысяча и одна ночь»: прервите чтение на самом интересном месте, а назавтра, сославшись на чрезмерную занятость, ненавязчиво предложите дошкольнику почитать самому. Смею вас уверить: любопытство непременно возьмет верх!

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы