Дорогая Анастасия!
Экстренная психологическая помощь необходима в том случае, если человек находится в кризисной ситуации и его личных ресурсов не хватает для того, чтобы с ней справиться. И действительно, самый простой способ решения данной проблемы — звонок психологу по телефону. При этом есть два пути: воспользоваться общественным бесплатным телефоном психологической помощи (т.н. «линия доверия», «телефон доверия»), либо позвонить в платную профессиональную службу экстренной психологической помощи.
Специалисты предлагают довольно ограниченный набор причин, предусматривающих необходимость телефонного общения с психологом. Это актуально, если:
-жизненные обстоятельства резко обернулись против нас;
-мы испытываем невыносимую боль от внезапно сложившихся обстоятельств;
-прежние мечты в одну секунду оказываются недостижимы;
-всё вокруг рушится, рвутся важные для нас отношения.
Несомненным плюсом телефонного общения является его полная анонимность: здесь вы не только не сталкиваетесь «нос к носу» с посторонними людьми, но и полностью исключаете визуальный контакт со своим помощником – психологом, находящимся на другом конце телефонного провода. Кроме того, специалисты кризисных служб подписывают документ о неразглашении конфиденциальной информации, поступающей от клиентов. Консультант также вправе сохранять втайне свое настоящее имя (согласно международным правилам).
Общение по телефону напоминает поверхностное консультирование – специалистам не рекомендуется глубоко вникать в суть имеющихся проблем: важно снять стрессовое состояние абонента. И, не видя самого человека, консультанту бывает порой трудно раскрыть эмоции собеседника и в полной мере почувствовать его реакцию. Все это заметно ограничивает возможности специалиста в выборе наиболее эффективных методов психологической помощи. Тем более, что отсутствует обратная связь, а это значит, что психолог может так никогда и не узнать о результатах собеседования и о произошедших изменениях в жизни абонента.
К тому же, на бесплатных линиях нередко работают волонтеры (добровольцы. – прим. С.Саратовского). Довольно часто они горят искренним желанием помочь людям, не имея специализированного психологического образования. И это — один из самых существенных минусов некоторых «линий доверия».
Другим существенным недостатком является тот факт, что подобные службы (в силу их некоммерческого характера) нередко плохо финансируются и рекламируются. И если телефон скорой помощи, МЧС или полиции мы знаем с детства, то телефон службы доверия порой бывает довольно трудно найти, особенно если человек не является активным пользователем Интернета.
Профессиональная служба психологической помощи, как правило, является коммерческой организацией, предусматривающей работу квалифицированных специалистов. Более того, клиент знает, с кем из специалистов он общается в данную минуту. Это дает возможность впоследствии повторно прибегнуть к его помощи, а сам психолог может рассчитывать на частичную обратную связь со своим абонентом.
Многие профессиональные службы психологической помощи, предоставляющие платные услуги, оснащены современным оборудованием и многоканальной связью. Они постоянно улучшают свой сервис (обратная связь с клиентом посредством sms-сообщений, возможность отсылать клиенту важные материалы по электронной почте). Оплата производится за фактическое время общения со специалистом.
В последнее время набирает обороты еще одно направление подобных услуг – «скайп доверия», дающий возможность собеседникам, общаясь в режиме реального времени, видеть друг друга на мониторе компьютера.
Тем не менее, ни один из перечисленных выше видов психологической помощи не заменит личного общения клиента с психологом – общения, где важен любой полутон в разговоре, мимике, телодвижении… Ведь на том конце телефонного провода находится специалист по процессам переживания трудных ситуаций, не имеющий возможности обратить внимание человека на те исключительно важные моменты, на которые обязательно указал бы во время очной встречи.
(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2012)
Дата публикации: 03.04.2012 Рубрика: Вопросы и ответы