Дорогая Екатерина!
Завышенные требования к себе и другим, произрастающие из школьного стремления к превосходству (сначала в учебе, позднее – в работе), психологи называют «синдромом отличника». Его возникновение вызвано рядом причин:
-«спортивная» зависимость от учебы, превращенной родителями или педагогами в увлекательную игру, в которой ребенок должен стать постоянным победителем или призером;
-страх перед порицанием со стороны взрослых: нежелание огорчать их своими школьными неудачами постепенно перерастает дисциплинированность, повышенное прилежание, стремление быть лучшим из лучших;
-некоторые психологические комплексы, в том числе и связанные с физическими недостатками, могут вполне привести к тому, что ребенок больше отдает предпочтение учебе или творчеству, нежели общению со сверстниками;
-повышенная, почти маниакальная потребность в одобрении и признании со стороны окружающих.
Надо сказать, что прилежным школьником могут руководить сразу несколько из указанных мотивов. А сам момент зарождения «синдрома отличника» чаще приходится на дошкольный период, поскольку именно в это время родители активно начинают строить планы на светлое будущее своего чада, уповая на его уникальность и скрытые таланты.
Примерно к 10-12 годам у подростка формируется самооценка и зависимость от тех, в ком он видит образец для подражания. Вместе с тем ребенок приобретает определенный статус среди окружающих: например, отличникам прививается мысль о том, что они относятся к числу избранных. В дальнейшем преподаватели не замечают мелких оплошностей такого ученика, родители возводят свое чадо в ранг чуть ли не совершенного человека, а более слабые одноклассники не прочь иногда воспользоваться знаниями отличника в своих целях. В итоге, у школьника возникает ложное ощущение безопасности, поскольку любая из указанных групп инстинктивно охраняет тех, кто может принести ей пользу.
Впоследствии высокая самооценка только укореняется, и в свои права незаметно вступает «синдром отличника». Все начинается с нарастания стереотипов: «Я должен знать лучше других; я должен уметь лучше других; я должен сделать лучше всех!». Такое повышенное чувство долга, став серьезным мотивом, постоянно задействует все нервные и физические ресурсы, делая из человека патологического трудоголика. На эмоциональном уровне деятельность отличника сопровождается позитивными ощущениями только тогда, когда удовлетворяется его потребность в признании и одобрении.
В более взрослом возрасте люди с «синдромом отличника» больше тяготеют к накоплению знаний, чем к построению карьеры. Объясняется это тем, что своего высокого статуса они уже когда-то добились в школьной иерархии, а на постепенное продвижение по карьерной лестнице во взрослой жизни им либо уже не хватает сил, либо понимания того, как это делается. Такие люди с годами становятся чрезмерно требовательными к себе и другим, что неизбежно приводит к межличностным конфликтам. Излишняя самоуверенность и переоценка собственных сил могут привести «отличника»-руководителя к неоправданным рискам. Хотя, справедливости ради надо заметить, бывают и счастливые исключения из правил.
Что нужно сделать, чтобы избавиться от этого синдрома?
-обратитесь за помощью к психологу: этот специалист поможет скорректировать излишне требовательное и предвзятое отношение к себе и окружающим;
-постепенно приучайте себя к тому, что ничто и никогда не может быть идеальным. Не ориентируйте себя на сплошные успехи, но обязательно выделите те направления своей деятельности, где у вас будет неизменно высокий результат;
-не стесняйтесь признаваться самому себе в своих неудачах, а любые промахи старайтесь воспринимать как бесценный опыт, заметно разнообразящий жизнь;
-найдите себя в работе, поскольку бывшие отличники эффективны при использовании их профессиональных знаний и умений по назначению.
(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2012)
Дата публикации: 03.04.2012 Рубрика: Вопросы и ответы