Реформы в России, осуществляемые с конца XX-го века, поставили российское общество перед лицом серьезных политико-экономических изменений и привели население страны к необходимости существенной смены социальных, психологических и нравственных ориентиров: активно меняются потребности, мотивы и цели, как общества в целом, так и отдельных его членов. Это принесло людям перманентный социально-психологический дискомфорт, сопряженный с ощущением безвременья, безысходности и приближающейся социальной катастрофы. И хотя современный житель России имеет определенный опыт выживания в труднейших условиях и некоторую закалку от внешних негативных факторов, в его сознании закреплены кризисные страхи, связанные, например, с возможностью гражданской войны или голода.
Многие исследователи считают, что изменение системы ценностей – особый блок социально-психологических феноменов, требующих особого внимания научного сообщества. И важным здесь представляется соотношение групповых и общечеловеческих ценностей.
Поиски путей выхода из сложившейся социально-психологической ситуации в стране постепенно укореняют в массовом сознании идею необходимости совершенствования духовно-нравственного мира человека. И здесь на первый план наряду с другими социальными институтами выходит институт традиционных религий, имеющий серьезный исторический опыт духовно-нравственного влияния и способствующий более активной социализации верующей части населения в критические и переходные для общества периоды.
Замечено, что резкая смена политической или экономической системы государства, как правило, характеризуется усилением роли религии и религиозного сознания в жизни общества. Например, до перестройки в СССР верующими себя считали 15-20% городского населения и 20-30% сельских жителей. На сегодняшний день в России уже около 70% верующих: 70-80 млн. человек считают себя православными, 13 млн. — мусульманами, 1,5 млн. — протестантами различных конфессий. Как видим, общее число верующих в современной России в значительной степени превосходит число атеистов. Исходя из приведенных выше цифр, можно заключить, что умонастроение религиозной части общества приобретает в последние годы все большее значение для судьбы страны. Нельзя игнорировать и тот факт, что число православных верующих равно примерно половине всего населения страны.
Многолетняя официальная атеистическая идеология СССР привела к тому, что общество перестало быть монолитным. Период российской истории, расположенный между революцией 1917 года и распадом Советского Союза, прервал поступательный духовно-нравственный процесс развития общества. Сегодня деатеизация идет крайне сложно, воспринимается далеко неоднозначно определенной частью населения. И сейчас как никогда важно значительно минимизировать возможные конфликты на идеологической и религиозной почве.
Необходимо указать и на второй аспект проблемы. Отсутствие полноценной социально ориентированной государственной идеологии последних лет, серьезные изъяны российского законодательства, несбалансированная политика государства по отношению к традиционным конфессиям, попустительство в вопросах религиозного воспитания людей, привели к активному импорту из-за рубежа и насаждению в российском обществе новых религиозных учений. Все это не только не способствовало развитию межрелигиозного диалога, но и дало толчок к еще большему распространению деструктивных культов, духовно-нравственному и психологическому истощению общества. Есть серьезная опасность, что бесконечное умножение нетрадиционных религиозных течений и, как результат, глубокое вероисповедное разделение людей обострит межрелигиозные и межэтнические конфликты, спровоцирует волну общественной конфронтации. Эти факторы нужно учитывать как при разработке политических, экономических, социальных, так и образовательных программ.
В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин указал на то, что безопасность России обеспечивают ядерный щит и традиционные религиозные конфессии. Чужеродные идеологические влияния могут быть такими же опасными и разрушительными для страны, как и вооруженная агрессия. И эффективным противодействием на пути таких влияний могут быть только традиционные духовные ценности.
Обратившись к истории, можно увидеть, что многовековой вероисповедный традиционализм, преемственность религиозного воспитания и последовательная религиозная политика государства всецело содействовали привитию и сохранению духовно-нравственных ориентиров в сознании людей.
В дореволюционное время базисными для любой российской семьи (независимо от вероисповедания) всегда считались духовные (высшие) законы, пребывающие неизменными с момента зарождения человеческой цивилизации. Они закреплены в священных текстах всех традиционных конфессий. Эти законы знаменуют собой Высший Порядок в существующем мире и сулят защиту и помощь каждому, кто признает их справедливость. Второй уровень общественных законов — нравственные законы — всего лишь отражение общественным сознанием духовных законов. Насколько глобально изменяется вектор развития общества, настолько глобально изменяются и его нравственные ориентиры. Третий уровень — государственные (юридические) законы — является своеобразным преломлением законов духовных через нравственные законы конкретного общества. Достаточно сравнить уголовное законодательство Российской империи, СССР и современной России, чтобы понять, как менялись нравственные ориентиры и вместе с ними – юридическое законодательство. Отсюда следует, что религиозные убеждения, базирующиеся на духовных установках, более консервативны, поскольку они основаны на многовековой духовной константе. На них непосредственно не влияет смена политического режима или экономической системы.
Религиозное чувство конкретного человека, вступая в область веры, порождает четкие суждения о добре и зле в существующем мире. Это чувство, не прибегая к помощи интеллекта, само по себе способно играть решающую роль в поведении людей. За многие столетия своего существования традиционные конфессии научились направлять религиозное чувство не только для удовлетворения духовных запросов верующих, но и для решения социально-психологических проблем своих приверженцев и их полноценного служения обществу.
Сейчас традиционные конфессии, наряду со многими социальными институтами, активно стремятся заполнить идеологический и духовно-нравственный вакуум. К этому предрасполагает не только складывающаяся политическая и экономическая ситуация в стране, но и историческая память российского народа, стремящегося к национальной самоидентификации в постоянно меняющемся мире.
Хочется выделить несколько гуманистических направлений деятельности традиционных конфессий, которые могут способствовать дальнейшей социально-психологической адаптации людей: миротворческая и благотворительная деятельность, экологическое и этическое воспитание, забота о духовно-нравственном, физическом, психическом и психологическом здоровье людей. Несомненно, что при реализации указанных направлений традиционным конфессиям необходимо более тесное сотрудничество с государственными и конструктивно настроенными политическими, общественными и религиозными институтами.
Очень важно выработать общую социальную и философскую доктрину, основанную на межрелигиозном диалоге и активном взаимодействии всех здоровых сил общества. При этом желательно не повторять ошибок прошлого. Вспомним хотя бы тот факт, когда руководство Союза ССР активно способствовало экуменическим процессам. Результатом такого вторжения во внутреннюю жизнь конфессий стало еще большее отдаление их друг от друга. Вынужденная политическая ангажированность привела к тому, что и внутри самих конфессий стали нарастать протестные настроения, вылившиеся впоследствии во взаимные упреки, расколы и нестроения.
Первым рациональным шагом в новейшей истории России стало создание Общественной палаты РФ и Общественных палат субъектов РФ с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий. Это дает право надеяться на возобновление некогда прерванного диалога, способствующего стабилизации внутриполитической ситуации в стране, усилению здоровых патриотических настроений, выработке более взвешенных социальных и образовательных программ, решению социально-психологических проблем различных групп общества и включению более широкой массы населения России в решение насущных вопросов.
Современному человеку, погруженному в повседневные бытовые заботы и находящемуся под воздействием реалий дня сегодняшнего, очень трудно сохранить правильные социально-психологические ориентиры: создание семьи, сохранение душевного и физического здоровья, забота о близких людях, уважительное отношение к окружающим, защита Родины, активная гражданская позиция. Перекос в массовом сознании по отношению к любому из названных пунктов может привести к непредсказуемым социальным последствиям. Чтобы не допустить этого, значительную часть образовательных функций по духовно-нравственному и социально-психологическому воспитанию общества необходимо передать в руки традиционных конфессий (при их умелом взаимодействии друг с другом).
Существенным звеном проникновения социальной этики и конструктивных психологических установок в современное общество является семья. Большая роль здесь также принадлежит традиционным религиям, поскольку они призваны воздействовать непосредственно на личность конкретного человека. И.Л. Мерзляков пишет: «Современная семья может стать органом воспитания только в том случае, если она целостна духовно. А от воспитания в семьях непосредственно зависит духовно-нравственный облик молодежи».
Межконфессиональное сотрудничество в сфере образования также будет в значительной мере способствовать снижению деструктивного психологического влияния тоталитарных сект и новых религий.
Говоря о том, насколько совместимы, например, такие конфессии, как христианство и ислам, в процессе совместного социального служения обществу, достаточно дать ссылку на символику Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Уже несколько десятков лет совмещенные изображения христианского Креста и исламского Полумесяца учат людей во всем мире не только веротерпимости и добру, но и воспитывают в них взаимоуважение, милосердие и благотворительность.
Осуществляя свою деятельность, традиционные конфессии оказывают заметное влияние на все сферы общественной жизни: политику, экономику, культуру, науку, образование, межнациональные и международные отношения. Например, в 2000 году были приняты «Основы социальной концепции РПЦ», а в 2001 году — «Основные положения социальной программы российских мусульман».
Деятельность традиционных для России конфессий прививает и культивирует нравственные ценности, сохраняет и развивает национальную культуру, поддерживает гармоничные межэтнические и межконфессиональные отношения, обеспечивает стабильность общества, его цивилизационную идентичность, способствует скорейшему преодолению социального и психологического дискомфорта у верующих людей, что крайне актуально для сегодняшней России, находящейся в переходном состоянии.
В наше время большое значение приобретает создание специализированной психологической службы (с участием межконфессионального совета), которая могла бы обеспечить решение основных прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, сфере массовой информации, семьи и быта.
Понадобились десятилетия, чтобы понять, что религия, долгое время считавшаяся «опиумом для народа», на самом деле является серьезным объединительным общественным инструментом. Возобновив программы традиционного религиозного воспитания, выверенные опытом многих поколений наших предков, можно добиться того, чтобы человек не только чувствовал себя психологически защищенным, но и был вовлечен в активную общественную, политическую и экономическую жизнь.
Литература:
1.Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические аспекты развития личности в историко-эволюционном процессе. – М.: изд-во МГУ, 1986;
2.Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива. – М.: изд-во Прометей, МПГУ, 2005;
3.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: Хэлтон, 1998;
4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975;
5.Московичи С. Общество и теория в социальной психологии// Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984;
6.Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам в современной России. – М.: изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2004;
7. Современное общество: человек, власть, экономика // Материалы науч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов фак. соц. и гум. наук. Сарат. гос. ун-та. – Саратов: СГУ, 2006;
8. Человек. История. Культура // исторический и философский альманах №7. – Саратов: ПАГС им. П.А.Столыпина, 2008;
9.Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. – Мн.: изд-во Харвест, 2004.
Дата публикации: 03.01.2015 Рубрика: Научные статьи