Новый 2018 год не успел начаться и полноценно вступить в свои права, а по российским городам, как по цепочке, прокатилась волна нападений на школы. Что больше всего ужасает – это не террористы, поскольку нет ничего общего с террористическим актом 1 сентября 2004 года в Беслане, напротив, нападавшие — дети, несовершеннолетние, казалось бы, обычные школьники.
В середине января 2018 года в новостных сводках фигурировала информация о сразу нескольких нападениях в школах со стороны учеников, произошедших с разрывом в несколько дней. Утром 15 января появилось сообщение о нападении двух подростков в масках на школу №127 в Мотовилихинском районе Перми. Ножевые ранения, по данным краевого минздрава, получили 15 человек, из них 12 были госпитализированы. Учительница, подросток 16 лет и 10-летний мальчик с ранениями шеи находятся в тяжелом состоянии, им уже делают операции. Еще девять пострадавших были осмотрены врачами и направлены в детскую краевую клиническую больницу, у них обнаружены поверхностные повреждения.
По данным регионального МВД, «один из зачинщиков драки» стоял на учете в психоневрологическом диспансере и вообще был отчислен из школы из-за проблем с наркотиками. Бывший школьник в прошлом году окончил девятый класс и поступил в Пермский политехнический колледж им. Н.Г.Славянова. Сейчас он лежит в больнице в состоянии средней степени тяжести.
17 января ученик школы в деревне Смольное в Сосновском районе Челябинской области во время драки на перемене ранил ножом сверстника. Пострадавший госпитализирован, его жизни ничего не угрожает. Оба подростка с задержкой развития, одному из них 16 лет, другому 17.
18 января в Симферополе ученик седьмого класса гимназии №1 имени Ушинского ранил другого школьника из пневматического пистолета. «Пулька из пневматического пистолета попала ребенку в ногу, застряла под кожей. Медики оказали ему помощь, вытащили пулю, обработали рану. Угрозы жизни ребенка нет, его отправили домой», — сообщили в пресс-службе министерства образования, науки и молодежи Крыма.
И, наконец, 19 января пришло сообщение из Бурятии. Девятиклассник школы №5 ворвался в кабинет русского языка и литературы, где в то время проходил урок у семиклассников, швырнул бутылку с зажигательной смесью, а когда дети побежали к выходу, спасаясь от пожара, принялся наносить беспорядочные удары топором. Пострадали шесть человек, двое находятся в тяжелом состоянии в реанимации, еще четверо — трое учеников и преподаватель — в состоянии средней степени тяжести и удовлетворительном. Все госпитализированы в республиканскую клиническую больницу скорой медпомощи. Сам нападавший пытался покончить собой, однако его скрутили подоспевшие полицейские. Ему была сделана операция.
Больше всего пугает то, что остальные дети видят все эти события: кто-то вживую, кто-то в новостях, и это большой удар по их психике. Многие дети просто боятся идти в школы и отказываются туда идти, ведь там небезопасно: у каждого человека присутствует инстинкт самосохранения — это нормальный биологический факт.
Список атак на школы со стороны учащихся все растет год от года, особенно на западе. Например, в Штатах больше всего нападений учеников на своих одноклассников, учителей и школы с применением насилия. Некоторые считают, что виной всему социальные сети и доступность лишней, вредной для неокрепшей психики ребенка информации, потому что именно в это время формируются все основные взгляды, ценности и мировоззрение в целом.
В наше время родителям все труднее отпускать куда-то своих детей без сопровождения из-за постоянного страха за свое чадо на фоне каждодневных новостей об убийствах, изнасилованиях и похищениях детей. А теперь еще добавились и нападения на школы со стороны подростков. Многие родители постоянно сетуют на недостаточный уровень безопасности в учебных заведениях. С этим трудно поспорить…
Но что же все-таки чаще толкает школьника к совершению нападений на своих же друзей и учителей: проблемы с психикой или издержки воспитания? Своими соображениями по этому поводу с редакцией «Саратовских вестей» поделился известный психолог Сергей Саратовский. Он отметил, что не стоит во всем винить только СМИ и Интернет, поскольку существует ещё одно провальное направление: слабая воспитательная функция семьи и школы. Учебные заведения спустя четверть века только начинают возвращаться к теме воспитания подрастающего поколения. Что касается семьи, то подростки с отклонениями в поведении нередко являются выходцами из неполных семей или семей с тяжелым психологическим или социальным климатом. Поэтому государство и общество должны активнее проводить просветительскую работу как с нынешними родителями, так и с теми, кто ещё только планирует создание семьи и рождение детей. Психолог особо отметил, что Саратовская область относится к числу лидеров по развитию региональных моделей медико-социального и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Специалист также отметил, что у каждого подростка есть стремление выделиться, самоутвердиться и получить одобрение со стороны. А особую роль в формировании системы ценностей подростка играют так называемые референтные группы (друзья во дворе и в школе; различные кружки и секции, которые посещает подросток, неформальные течения и т.д.), в которых можно получить как положительный, так и отрицательный опыт. В заключение психолог сказал, что для детей крайне важны наглядные примеры: допустим, знакомство с людьми, которые участвуют в социально полезных проектах. Но в России разговоры о добрых поступках нередко табуируются как нескромные, а отрицательные персонажи, напротив, «пиарятся» за счёт криминальных новостей в СМИ. В итоге, за образцы поведения принимаются не те персоны и события, которые были бы нужны и полезны обществу.
Нападения в школах, а также недавнее убийство студентом своей соседки из-за неразделенной любви (по возрасту недалеко ушел от старшеклассников), заставляют глубоко задуматься: а есть ли вообще у нашего общества шанс на счастливое будущее? Ведь нынешние дети — это, по факту, и есть наше будущее. Как мы будем относиться к ним, такой мир в итоге и получим. Главное — начинать с себя, а ребенок возьмёт только тот пример, который будет у него перед глазами.
Максим Колотырин,
газета «Саратовские вести» № 7 (5650) от 25 января 2018 года
P.S.
-текст статьи приводится с некоторыми сокращениями;
-в оригинале статья называется «Техасская резня. Российская версия
Дата публикации: 08.02.2018 Рубрика: Публикации и интервью