Необходимое предисловие:

Описываемый проект рассчитан до середины 2012 года и состоит из 4-х самостоятельных частей просветительского и научного характера:

-собственно создание графических символов учебных учреждений (школьных гербов);

-проведение для учащихся и педагогов серии внутришкольных просветительских мероприятий, касающихся вопросов символики и истории конкретного учебного учреждения;

-сбор и анализ данных, полученных в результате настоящего проекта (опрос, тестирование, анкетирование и пр.), которые помогут выявить особенности восприятия школьниками символики своего учебного заведения и их отношения к ней с психологических позиций;

-подготовка и написание научной работы в области культурно-исторической психологии по теме школьной символики.

Надо заметить, что данный проект является уникальным как для нашего региона, так и для России в целом.

 

* * *

 

«Не секрет, что в последнее время многие российские школы уделяют особое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения в духе преданности конкретному учебному заведению. Важная роль здесь отводится школьной символике.

И вот в минувшую субботу, 18 декабря 2010 года, еще два средних общеобразовательных учреждения – МОУ ООШ №3 и МОУ «Гимназия №8» обели свои официальные гербы, составителем которых стал известный психолог Сергей Владимирович Саратовский, в последние годы активно занимающийся научными исследованиями в области культурно-исторической психологии.

На вручение помимо С.В.Саратовского прибыли и другие, специально приглашенные гости: почетный гражданин города Энгельса Е.М.Ерина, известный покровский скульптор А.А.Садовский, заместитель председателя Покровского Общества Милосердия П.С.Ночевный и руководитель паломнического центра «Покров» Д.А.Камнев. По этому случаю в обеих школах были проведены праздничные мероприятия, перед началом которых гостям были предложены экскурсии по учебным классам.

Замечательно, что языком геральдики удалось передать связь школы №3 с некогда гремевшим на всю страну энгельсским производственным объединением «Химволокно».

Золотое поле герба символизирует собой золотое поле Знаний, а нижнее красное вертикальное полотнище – традиционный цвет искусственного шелка, нить для которого когда-то производилась на предприятии-гиганте. Но особый интерес представляет верхнее белое полотнище с тремя (хочется напомнить, что школа имеет порядковый номер «3») традиционными узорами-«репьями», означающими Солнце, плодородие и благополучие. Соединяясь, они дают то, что нашими предками называлось Древом Жизни. Надо добавить, что именно от этого узора и произошла в свое время буква «Ж», т.е. «живете». Добрый символ вызвал искренний восторг у педагогов и учащихся.

Буквально часом позже подобное мероприятие, но гораздо более значимое по своим масштабам и подготовке, состоялось в стенах МОУ «Гимназия №8». Гостей поразила не только обходительность и приветливость гимназистов, но и удивительно красивые классы, старательно украшенные к новому году. Особый восторг вызвало небольшое выступление 2 «А» класса, посвященное Новому году и снеговикам.

На гимназическом празднике С.В.Саратовский рассказал о том, что герб гимназии создавался непросто: рассматривалось огромное количество вариантов, проводились специальные совещания педагогов по данному вопросу. И лишь в середине ноября был утвержден окончательный его вид.

Он представляет собой два щита, наложенных друг на друга. Нижний щит вертикально разделен на золотое и красное поле (Знания и Благородство), а верхний окрашен в синий цвет (умение эти Знания принимать). В самом центре изображена серебряная башня с золотым ключом внизу – символ твердости на пути к поставленной цели и приглашения к новым открытиям и свершениям.

Надо заметить, что консультантом в вопросе составления этих гербов выступил Александр Куров, известный художник-геральдист из Германии, советник Гербового отделения Герольдии при Канцелярии Главы Российского Императорского Дома.

Искренне надеемся, что очередной просветительский проект С.В.Саратовского станет новым добрым начинанием и заметно укрепит связь между педагогами и их учениками.

* * *

А несколькими днями ранее, 10 декабря 2010 года, представители районной общественности посетили праздник, организованный энгельсской школой-интернатом № 3 и приуроченный к Международному дню инвалида.

Больше часа шло яркое представление, где были задействованы слабослышащие дети – воспитанники названного учебного заведения. Шутки, песни, танцы, стихи – всё это в изобилии лилось с импровизированной сцены в зрительный зал. А многочисленные гости с восхищением и замиранием сердца следили за выступлением юных талантов.

С приветственным словом к собравшимся выступили: начальник управления по обеспечению взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований поселений администрации ЭМР Вячеслав Андрианович Мясников (с 21 декабря 2010 года – в ранге заместителя министра образования Саратовской области), почетный гражданин города Энгельса Елизавета Моисеевна Ерина, заместитель председателя Покровского Общества Милосердия Павел Сергеевич Ночевный, директор МОУ СОШ № 12 Раиса Ивановна Косенко и другие.

В заключительной части праздника школе-интернату № 3 был вручен официальный символ – школьный герб. Как и два предыдущих, его составил (в рамках культурно-просветительского проекта и научной работы) член Общественного Совета ЭМР, к.п.н., психолог Сергей Владимирович Саратовский.

Вручая изображение, он в частности сказал: «В последние годы общество уделяет все больше внимания теме воспитания подрастающего поколения, а также вопросам школьной символики. И я рад сегодня представить всем присутствующим геральдический «портрет» этого замечательного учебного учреждения. Щит герба разделен на две части, одна из которых означает внутренний мир ребенка, а другая – пространство, которое его окружает. Морская раковина, символизируя слуховой рожок, говорит о специфике школы-интерната, а сжимающая ее рука напоминает о том, что воспитанники данного заведения в совершенстве владеют не только обычной разговорной, но и жестовой речью. Пусть эта раковина станет своеобразным факелом – факелом ваших новых побед и свершений, факелом благородных помыслов и надежд. А я хочу поблагодарить всех – педагогов, родителей, уважаемых гостей – за то, что вы дарите свои любовь и силы этим уникальным детям. Низкий поклон вам за это, мои дорогие!»

* * *

Но, говоря о детях, нельзя забывать и о социально значимых проектах. Одним из таких проектов, где задействованы социальные педагоги и другие категории специалистов, работающих с неблагополучными и малоимущими семьями энгельсского муниципального района, стало открытие резиденции покровского (энгельсского) Деда Мороза.

Авторство проекта принадлежит педагогическому коллективу ЦРТДиЮ (директор – Светлана Николаевна Прокофьева) нашего города.

Специально к приезду новогодних персонажей был составлен «Герб покровских зимних забав» (неофициальное название — «Герб покровского Деда Мороза»). Автором изображения также стал психолог Сергей Владимирович Саратовский (вне рамок описанного выше научного проекта).

Сказочное (псевдогеральдическое) описание герба звучит так: «В лазоревом щите с серебряной главой, обремененной тремя лазоревыми снежинками, серебряная крепость, над которой разлетающиеся в стороны четыре снежка. Герб увенчан червленой шапкой с серебряным околышем, усаженным пятью зелеными елями, тремя большими и двумя малыми. Девиз «Верьте в чудо» начертан серебряными литерами на червленой ленте».

* * *

Хочется надеяться, что со временем герб покровского Деда Мороза станет не только эмблемой покровских новогодних забав, но и символом добрых дел многочисленных меценатов, активно помогающих детям нашего района».

(по материалам газет «Курьер-Поволжье», «Покровск», «Курьер ТВ +», «Наше слово», 2010)


Дата публикации: 28.12.2010   РубрикаНовости сайта, Общественные новости