Уважаемый Василий, привожу текст Вашего письма полностью:

Мой напарник – довольно несдержанный и взрывной человек. И хотя общение с ним очень тяготит, ни у него, ни у меня в ближайшей перспективе нет возможности сменить работу. Есть ли какие-нибудь психологические способы поумерить проявления его агрессии?

 

Повседневность такова, что нам постоянно приходится сталкиваться с людьми нервными, озабоченными и невыдержанными. Такое вынужденное общение может происходить как однократно (поход в магазин, проезд в общественном транспорте), так и многократно (на работе, во время плановых занятий спортом и пр.).

Порой кажется, что эти типы готовы броситься на первого встречного чуть ли не с кулаками, обвиняя его во всех мыслимых и немыслимых грехах, хотя даже формального повода к конфликту им никто и не давал. В подобных случаях психологи советуют добиваться именно той ответной реакции от собеседника, которую вы непременно хотели бы получить. Для этого необходимо очень внимательно следить за языком жестов и телодвижений неврастеника. И еще одно важное дополнение: не факт, что наша манера общения внешне выглядит именно так, как мы себе привыкли это представлять. А это значит, что некоторые наши поступки со стороны могут расцениваться в качестве своеобразного вызова.

Как же заранее определить человека, склонного к проявлению агрессии или обладающего нестабильной психикой? Итак:

-их раздражает большое скопление людей, поэтому они постоянно проявляют нетерпение и практически никогда не ждут своей очереди;

-они очень легко вмешиваются в посторонний разговор, предпочитая прерывать собеседников;

-они просто упиваются быстрой и легкой победой, даже если им пришлось воспользоваться чьей-то бедой или беспомощным положением. И в этом случае они не считаются с чувством справедливости;

-а вот неудача таких людей быстро вводит в ступор: они становятся угрюмыми и подавленными;

-цельности характера у таких людей не отмечается;

-они ревностно относятся к тому, что окружающие любят и уважают кого-то другого, и абсолютно не радуются успехам других;

-прямого общения с таким человеком хочется избежать любым способом.

Не будем вдаваться в особенности работы головного мозга агрессивных людей, скажем лишь, что эмоциональная сторона берет верх над рациональным подходом. Такому человеку очень трудно сдерживаться в критический момент (причем, время наступления этого момента зачастую не известно даже ему самому). Отсюда следует, что психологически давить на таких людей бесполезно: их мозг «захлопывается» подобно двери лифта. А вот способы доброжелательного и доверительного общения действительно помогают не только снять напряжение, но и перейти к продуктивному разговору.

Вот несколько практических советов, позволяющих в большинстве случаев нейтрализовать агрессию собеседника и направить разговор в позитивное русло:

1.Не ведите беседу в приказной форме и не указывайте на то, что и как нужно делать вашему собеседнику. Сопровождайте свои слова доброжелательным выражением лица и жестами;

2.Не игнорируйте собеседника и активно участвуйте в разговоре, поскольку именно это позволит вам контролировать его поведение и вовремя выйти из патовой ситуации;

3.Мягкая манера разговора зачастую позволяет избежать проявления агрессии со стороны вашего вольного или невольного собеседника. Если человек согласился хотя бы с одним из ваших доводов, то вы можете считать, что общение движется в нужном направлении;

4.Иногда полезно применять метод так называемой «интимной» беседы. В этом случае рекомендуется использовать фразы типа «все будет хорошо», «у нас все получится», «мы обязательно все исправим» и пр.

5.Если речь идет о сотруднике, и вы чувствуете, что конфликт нарастает, постарайтесь немедленно прекратить общение, чтобы не сожалеть впоследствии о сказанном или сделанном.

Вот основные способы, которые вы можете применить на практике, не обладая какими-либо специальными знаниями в области прикладной конфликтологии. Более подробную информацию можно почерпнуть на специальных психологических семинарах или тренингах.

Желаю удачи!

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009; «Курьер-Поволжье», 2009; «Наше слово», 2009)


Дата публикации: 03.04.2010   РубрикаВопросы и ответы