Интервью для интеллектуально-развлекательного портала Citygu.ru, ниже приводятся выдержки из интервью с психологом:

 

1).У студентов существует ряд примет: кричать «халява, приди»!» в окно, махать зачеткой и так далее. Какие были приметы, когда Вы учились, и какими из них Вы пользовались?

 

Молодость порой легкомысленна, поэтому не всегда прилежна в учебе. Отсюда и рождаются всевозможные «кричалки» про «халяву» и «ни пуха, ни пера», а также приметы — от «посидеть на зачетке перед экзаменом» до «ругайте меня всем миром, братцы». Они кочуют из вуза в вуз, из одного студенческого поколения в другое, тем не менее, с годами все же несколько меняясь. Неизменным остается лишь одно: чем ленивее студент, тем он суевернее и тем большим количеством примет и «кричалок» он пользуется.

Помню, кто-то в этот день не стриг ногти, за неделю до экзамена не мыл голову, приходя взъерошенным на итоговое испытание. Кому-то непременно нужно было тянуть билет правой рукой, а кто-то банально «обкладывался» шпаргалками, в надежде при удобном случае списать — некоторым старшим школьникам и студентам свойственно считать преподавателей эдакими простофилями, ни о чем не догадывающимися и почти ничего не замечающими: и действительно, лояльное отношение мы порой принимаем за слабость или рассеянность. Помните, в «Приключениях Шурика» эпизод с фразой «профессор – лопух»?

Короче, каждый «притягивал удачу» как мог, передавая друзьям «счастливые шпоры» по выходе из экзаменационного кабинета.

А еще в школе ребята, заходя на экзамен, просили своих товарищей мысленно их ругать, но ни в коем случае не называть «дураком», что, по мнению многих, стало бы гарантированной причиной заваливания экзамена. Страсти накалялись в первый час, если речь шла о сдаче устного экзамена: по коридорам слонялись студенты-кликуши, которые непременно талдычили о том, что «препод — страшный зверь, поэтому намедни завалил полгруппы на параллельном курсе» или приставали с нудными вопросами о том, кто какой билет выучил или кому какой достался.

Надо сказать, что на экзамен я обычно приходил неплохо подготовленным, поэтому, дабы избежать описанного накала страстей, шел сдавать экзамен в первых рядах. И ни разу не получал в зачетку ниже четверки. Для кого-то четыре балла было недостижимой мечтой, а для меня такая отметка являлась показателем того, что я не слишком усердно подготовился к сдаче предмета. Хотя, заходя на экзамен, всегда просил кого-нибудь сказать «с Богом!» — излюбленная фраза студентов «ни пуха, ни пера» почему-то ассоциировалась у меня с ее известным продолжением.

А вот фраза «халява, приди», на мой взгляд, относится к числу новоделов — ну не было в конце 1980-х — начале 1990-х такой «кричалки». Думаю, она появилась в студенческом лексиконе в самом начале XXI века. «Халяву» задабривают: разбрасывают дорогие шоколадные конфеты по дороге на экзамен, переводят бабушек через дорогу (словно этого нельзя делать в обычный день)… В общем, ублажают ее, родимую, как могут! В дальнейшем способы — личные и коллективные — «совершенствуются», приобретая порой самые неожиданные формы. Хотя лично мне кажется, что самый лучший из всех способов получить хорошую оценку на экзамене — заблаговременно все выучить.

Между прочим, в Саратовском областном базовом медколледже, где я когда-то учился, на лестничной площадке, расположенной между первым и вторым этажами, стоит памятник Владимиру Ильичу Ленину (в полный рост) с двумя хронически поврежденными пальцами правой руки — средним и указательным. Раньше десницу вождя постоянно реставрировали, а дети с не меньшим постоянством — из мелкохулиганских побуждений — вновь обдирали до каркасной проволоки. Не так давно встретил директора нашего колледжа, который с грустной улыбкой поведал мне, что теперь реставрацией занимаются преподаватели факультета «Стоматология ортопедическая», а пальцы Ильича студенты обламывают строго по «идейным» соображениям — только перед экзаменом. Причем, за этим не уследишь: поднимаешься по лестнице — Ленин в порядке, через пять минут спускаешься — у памятника опять обломаны пальцы. Иными словами, прежний вид мелкого студенческого хулиганства постепенно перешел в разряд обязательного предэкзаменационного ритуала — нужно за что-нибудь подержаться, либо что-то погладить, потереть, а еще лучше — отломить. Благо, что в пореформенные годы удалось сохранить саму скульптуру, которую, надо сказать, преподаватели и студенты в целом все же любят и по мере сил сохраняют…

 

2).Можете ли рассказать какую-нибудь интересную историю на экзаменационную тему?

 

Помню сдачу экзамена по истории в школе в далеком 1988 году. Надо сказать, что тогда только-только разрешили говорить о Церкви и ее роли в истории нашей страны. Мне достался билет со свободной темой, и поскольку тема православия мне была интересна, я рассказал о Крещении Руси. Каково же было мое удивление, когда преподаватель, не разделяя моего оптимизма, прямо спросил о причине такого выбора. К этому я оказался внутренне не готов, пролепетав что-то невнятное в ответ. Второй вопрос в билете был более конкретен: рассказать об Иване Грозном и дать характеристику его правлению. А я как раз перед этим прочел роман «Князь Серебряный» Алексея Толстого и только-только взялся за «Корсаров Ивана Грозного» Константина Бадигина. Думаю, что наша историчка из моего пространного повествования узнала много нового о хитросплетениях царской жизни и дворовых интригах, о которых … не было ни малейшего упоминания в учебнике, особенно учитывая разницу между исторической наукой и художественным вымыслом писателей. Короче говоря, почти пятнадцатиминутное выступление «знатока»-школьника было безапелляционно прервано каким-то несущественным — на мой тогдашний взгляд — вопросом о противостоянии с крымским ханом Девлет Гиреем, о котором я в общем-то еще ничего толком и не успел еще прочитать… Четверка медленно «заплыла» в экзаменационный лист, оставив меня в абсолютной уверенности, что учитель истории не слишком почитает грозного царя и слабо разбирается в его ближайшем окружении (что, конечно, важнее, чем его вражда с южным владыкой). И лишь позднее пришло понимание анекдотичности моей тогдашней «художественно-литературной» подготовки, поэтому сейчас — в своих историко-краеведческих изысканиях — я четко отделяю данные, полученные из серьезных источников, от творческой, пусть и талантливой, интерпретации того или иного события. Чего и всем школьникам и студентам желаю!

 

А в завершении — анекдот, что называется, в тему:

 

-Ты разбираешься в поэзии серебряного века?

-Конечно!

-А Ахматову от Северянина отличишь?

-Легко! Показывай фотографии…

 

 


Дата публикации: 17.12.2015   РубрикаНовости, Новости сайта, Публикации и интервью