Дорогая Ирина!

Боюсь, что, исходя из Вашего вопроса, мне придется дать ответ с юридическим уклоном.

Вы не привели никакой конкретной профессиональной информации о цели наблюдения за ребенком. Чем вызвана такая необходимость: проблемами в поведении и развитии малыша или недоверием к работе педагогического коллектива дошкольного учреждения?

Если я Вас правильно понял, то Вы являетесь частным психологом, а не представителем какой-либо официальной экспертной комиссии? В таком случае действия заведующей детским садом абсолютно верны как с юридической, так и с психолого-педагогической стороны.

Дело в том, что в своей работе руководитель данного учреждения опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения и на другие многочисленные законодательные и подзаконные акты. Действующее законодательство и должностные инструкции предписывают ему заниматься комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирать кадры, руководить педагогами и обслуживающим персоналом.

В правилах ДОУ (дошкольного образовательного учреждения. – прим. С.С.) четко сказано: все мероприятия, проводимые в стенах этого учреждения, должны соответствовать внутреннему расписанию, а также согласовываться с администрацией учреждения.

Родители (но не посторонние, пусть даже и грамотные детские психологи! – прим. С.С.) могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители (!) также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.

Вы ни слова не сказали о людях, уполномочивших Вас вести наблюдение за ребенком – его родителях.

Да, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется только (!) родителями (или лицами, их заменяющими).

Семейный Кодекс РФ предусматривает, что «осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан». Под иными гражданами, как Вы уже понимаете, подразумеваются другие дети в группе и их родители, а также, педагогический коллектив дошкольного учреждения. Не думаю, что заведующей будет приятно разбирать возможные претензии, вызванные присутствием стороннего лица в стенах подотчетного ей учреждения.

Все тот же Семейный Кодекс говорит о том, что «семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав».

Но вы можете попробовать (в присутствии кого-то из родителей данного ребенка) пообщаться со штатным (или официально закрепленным за этим ДОУ) педагогом-психологом на предмет личностных качеств и психологических особенностей малыша. Работа этого специалиста направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. В сферу его задач входит помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Он также участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Быть может, общение с данным специалистом расставит все точки над «i»: поможет сориентироваться в ситуации, убедит Вас в верном/неверном подходе к ребенку со стороны педагогов, поможет запланировать серию дополнительных тестов.

P.S.

Метод наблюдения – надежное оружие в руках опытного психолога.

Понаблюдать за ребенком, находящимся под присмотром воспитателей, можно в следующих случаях: на детской площадке в часы прогулки (за забором, разумеется), на утренниках (в сопровождении мамы, например), во время посещения культурных мероприятий или выхода на лоно природы.

Собирайте психологический анамнез везде, избегая конфронтации с людьми, от которых во многом зависит воспитание и развитие малыша. Этим и отличается работа профессионала от усилий любителя.

Напоследок еще один совет. Если в данном дошкольном учреждении ребенку, по Вашему мнению, угрожает какая-либо реальная опасность, то Вы, как специалист (и гражданин) имеете право обратиться с соответствующим заявлением в органы опеки и попечительства или прокуратуру. И хотя Вас все равно не допустят в группу для проведения частных психологических исследований, но меры к работникам ДОУ обязательно примут.

(опубликовано в газете «Волга-Пресс», 2008)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы