Уважаемый Андрей!

Думаю, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный механизм управления человеком. Например, мультипликация, объединяя вымысел и реальность, музыку и изображение, изначально призвана способствовать воспитанию и гармонизации подрастающего поколения. Но всегда ли так происходит?

Почему же одни мультфильмы вызывают бурю радости и развивают в ребенке позитивные наклонности, а другие наносят откровенный вред, разрушая детскую психику?

Создатели мультфильмов давно разделились на два лагеря: тех, кто переносит отголоски взрослой жизни на мультяшный экран, и тех, кто основывается на правильном понимании внутреннего мира ребенка и восприятия им реальности. Перемены в обществе в последние два десятилетия и детская акселерация сделали свое дело: нынешние дети все больше стремятся подражать взрослым, поэтому и предпочитают «жизненный» тип мультфильмов. Психологи считают, что такие телевизионные продукты внутренне опустошают ребенка и программируют на эмоциональную нестабильность. То есть ребенок превращается в своеобразного «биоробота», невольно подавившего собственную личность.

Учитывая то, что многие иностранные мультфильмы являются коммерческим продуктом, рассчитанным на быстрое получение прибыли, мы можем очень часто наблюдать отсутствие сюжета и основной идеи продукта, т.е. всего того, что должно давать нашим детям правильные и полезные представления о жизни.

Представляете себе мультсериал, в котором на протяжении длительного времени ничего существенного не происходит. Если принять во внимание знаменитую ленинскую фразу, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», то легко можно представить, чему вскоре научатся наши детки: неумение принимать быстрые решения, постоянные бесцельные диалоги и спонтанно возникающая агрессия по отношению к окружающим. В этом отношении, кстати, с наиболее негативной стороны показали себя столь любимые детворой мультфильмы-аниме.

Каждому народу присуща собственная уникальная культура. Непривычно, когда приключения Белоснежки и семи гномов, слишком упрощенно копируя «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», в американизированном виде приходят на родину прообраза. Или вот, русское слово «быстро», преобразовалось у французов после разгрома войск Наполеона в «бистро» и вернулось опять к нам уже в качестве названия закусочной. Россияне, к слову сказать, тоже очень многое успели перенять у других народов. Вспомнить хотя бы ту же разборную матрешку. Но у нас в каждом случае получалось что-то свое, идейное.

Родитель, допуская ребенка к просмотру очередного мультика (что особенно актуально, если мультфильм записан на диске), должен обращать пристальное внимание на три основных момента: на какой возраст рассчитан мультфильм? соответствует ли мультфильм психологическим особенностям и кругу интересов данного ребенка? каковым является смысловое, этическое и эстетическое наполнение мультфильма?

Проверить положительное воздействие анимации (при правильном подборе мультфильмов) можно несколькими путями:

1).Ребенок сохраняет прежнюю адекватность в поведении, а его мышление стало более раскрепощенным и конструктивным;

2).У ребенка возникло желание заняться рисованием и лепкой героев мультфильмов, воспроизвести их положительные качества (защита слабых, построение сюжетных игр и пр.);

3).Чадо искренне переживает за героев, разделяя их на «плохих» и «хороших», не бездумно пересказывая увиденное. Как тут не вспомнить известный сюжет из «Ералаша» о том, как «тот к этому подходит, и бац-бац»;

4).Ребенок не замыкается в себе, ожидая новую «мультипликационную жвачку», а стремится к общению с окружающими и улучшению собственного поведения.

Мультипликация подразумевает такое важное для педагогов понятие, как «акт доверия». Сочетание вымысла и реальности, столь очевидное для взрослого человека, не различается и не осознается ребенком. Не забывайте и о том, что дети в первую очередь доверяют нам, взрослым. Поэтому «эфирное меню», выбранное нами, может обрести как созидательное, так и разрушительное направление. Когда-то Уолт Дисней сказал: «Возможно, секрет моего успеха в том, что все мои фильмы не бывают слишком детскими». Продолжая мысль легендарного мультиликатора, любой опытный психолог обязательно добавил бы: «Главное, чтобы эти фильмы не были слишком взрослыми».

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2009; «Волга-Пресс», 2009; «Курьер-Поволжье», 2009)


Дата публикации: 03.04.2009   РубрикаВопросы и ответы