Дорогая Елена!

Все, что является необходимым для дрессировки зверей в цирке (по принципу «стимул-реакция»), весьма плохо подходит для воспитания детей. И надо заметить, что умение мотивировать ребенка к полезным поступкам – целое искусство, требующее от родителей мудрости и терпения. А вот метод «баш на баш» можно с уверенностью отнести к тем мерам, прибегать к которым необходимо лишь в крайних случаях. И поскольку ребенок является маленькой личностью, то лучше попробовать испытать данный способ на взрослом человеке, к примеру, на собственном супруге. Например, сказав ему вечером: «Дорогой, если ты не вынесешь мусорное ведро, то футбольный матч смотреть будем только мы вдвоем с котом». Полагаю, что в этом случае предугадать реакцию благоверного несложно. Примерно такая же буря возникнет в душе маленького человека, но с той лишь разницей, что его возможная негативная реакция будет подавлена авторитетом взрослого человека, поставившего ему неприемлемые условия.

Любая мотивация должна строиться на трех основных принципах: осознание ребенком явной пользы от занятия чем-либо (например, от изучения английского языка или уборки в комнате), готовность и умение родителей вступать в творческий союз с ребенком ради достижения желаемого результата и дополнительное поощрение за выполненное задание.

Получается, что описанное в вашем письме поощрение не должно выступать в качестве основного стимула. В противном случае ребенок привыкнет «торговаться» с родителями, и далеко не факт, что взрослые впоследствии смогут его в этом вопросе переиграть. Очень бы не хотелось, чтобы после такого подхода ребенок превратился в манипулятора, умело играющего на родительских слабостях и желаниях. По этому поводу вспоминается старый анекдот, некогда популярный в среде физиологов. Лежат в клетке две собаки Павлова, и вот одна из них толкает лапой вторую, говоря при этом: «Смотри, вон мужик идет, который на зажженную лампочку реагирует. Сейчас он нам есть принесет».

Тем не менее, возможен и другой разворот событий: со временем, уже повзрослев, ваш ребенок может вдруг начать считать себя недостойным той или иной награды, желая непременно «пострадать» или что-то «претерпеть» за это. В итоге мы получим весьма и весьма закомплексованную личность, не умеющую по-настоящему радоваться своим достижениям и постоянно изводящую себя и других бесконечными сомнениями и нытьем.

Что можно посоветовать в вашем случае?

1.Посетите с ребенком детского психолога. Именно этот специалист поможет вам выявить истинные мотивы вашего чада. Аккуратно пользуясь полученными знаниями, вы без труда сможете добиваться поставленной цели, а ребенок начнет чувствовать себя по-настоящему счастливым, выполняя поставленные задачи.

2.Используйте просмотр мультфильмов или покупку игрушки в качестве дополнительного, неожиданного стимула. Тогда ребенок начнет ощущать себя вдвойне счастливым, и в следующий раз с еще большим усердием включится в уже известный ему процесс выполнения того или иного задания.

3.Если ребенок не чувствует явной пользы от какого-либо дела (например, от занятий иностранным языком), то толку от поставленных условий будет немного. И здесь родителям надлежит доходчиво объяснить будущему полиглоту (на детском языке, разумеется) все прелести владения иностранными языками.

4.Родители должны быть готовы в любую минуту включиться в процесс выполнения задания. Это не только придаст силы ребенку, но и позволит взрослым более эффективно отслеживать промежуточные успехи. Пожалуй, это самый эффективный способ борьбы с детской ленью.

5.И наконец, самое главное – это терпение. Ведь ситуация будет меняться в лучшую сторону постепенно, возможно, в течение нескольких дней или недель. Но то, что все ваши усилия будут обязательно вознаграждены, не подлежит ни малейшему сомнению!

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы