9 апреля 2011 года, в рамках научного и общественно-просветительского проекта «Школьная символика», реализуемого по инициативе психолога Сергея Саратовского, состоялось вручение герба МОУ СОШ № 9 города Энгельса. Мероприятие прошло в актовом зале указанного учебного заведения, где помимо преподавателей и учащихся присутствовали специально приглашенные гости: архивист Елизавета Ерина, скульптор Александр Садовский, художник Сергей Дворников, художник и педагог Александр Кукса, представители Покровского общества милосердия – Павел Ночевный и Дмитрий Камнев, журналисты местных печатных изданий.

По сложившейся традиции, ведущие кратко рассказали присутствующим о государственной, региональной и муниципальной символике. Особое внимание было уделено школьным символам. Патриотические песни о России, исполненные учащимися, лишь подчеркнули важность исторического момента.

В своем приветственном слове Сергей Владимирович Саратовский, являющийся не только автором герба МОУ СОШ № 9, но и выпускником данной школы, поздравил собравшихся с обретением нового символа, рассказал о своих школьных годах и поблагодарил педагогов за их благородный труд на просветительской ниве. Он также заметил, что в его жизни было пять Учителей (именно так — с большой буквы): учитель немецкого языка Тамара Ивановна Шиман, учитель географии Александр Григорьевич Кукса, педагог-организатор (тогда эта категория педагогов называлась старшими пионервожатыми) Наталья Геннадьевна Зайцева, учитель истории Елена Константиновна Горюнова и учитель русского языка и литературы Вера Петровна Стрижко.

В свою очередь почетные гости также поздравили участников мероприятия, пожелав им новых побед под добрым школьным символом. Герб и официальные документы к нему были вручены заместителю директора МОУ СОШ № 9 по учебно-воспитательной работе Татьяне Владимировне Исайкиной и мэру школьного детского объединения «Жемчужный городок» Руслану Юркину.

Вручение герба завершилось исполнением школьного гимна.

Герб составлен 3 февраля, утвержден 4 февраля 2011 года и отныне является официальным символом МОУ СОШ № 9, ее достоинства. Он выполнен на щите варяжской (нормандской) геральдической формы. Это обосновывается тем, что varingi (варяги) представляли собой дружины скандинавов, приходившие в среду восточных славян (включая Поволжье) со своими конунгами-князьями. Цвет щита – синий – символизирует красоту, величие, честь, ясность и безупречность. Основными элементами герба являются два льва – золотой (символ Учителя) и серебряный (символ Ученика) — обращенных друг к другу. Лапы золотого льва (Учитель) свободны и раскрыты, а верхняя (правая) лапа серебряного льва (Ученик) сжимает золотой ключ (принимает Ключ Знаний). Языки и когти львов имеют красный цвет (геральдическое значение – мужество, сила, благородство).

Блазон (геральдическое описание) герба звучит так: «В лазуревом щите два противопоставленных льва, золотой и серебряный, о языках и когтях червлёных, из коих второй держит в правой лапе золотой ключ, влево уклонённый».

Хочется заметить, что герб школы – это не логотип и не эмблема (хотя весьма часто используется вместо них). Герб – это изображение, в основу которого закладывается определенный смысл. И если впоследствии какой-либо художник сможет перерисовать такой герб на свой лад, но с учетом блазона и с обязательным условием сохранения идеи и общих черт и размеров, то это не является нарушением геральдической науки.

В своем кратком интервью Елизавета Моисеевна Ерина сказала: «Уникальность проекта «Школьная символика» заключается в том, что для его реализации психологу приходится выступать в четырех ипостасях: в качестве организатора, художника (благо есть люди, компетентные в вопросах геральдики и готовые помочь в этом творческом процессе), общественного деятеля и … ученого, поскольку завершающая стадия проекта предусматривает подготовку серьезной научной работы в сфере культурно-исторической психологии и будет посвященна школьной символике».

Ее слова дополнил Павел Сергеевич Ночевный, заместитель председателя Покровского общества милосердия по социальным опросам: «Очень важно, что в обществе в последнее время уделяется все больше и больше внимания школе и ее повседневной жизни. Мы искренне надеемся, что гордость учеников за свое учебное учреждение постепенно выльется в гордость за свой родной край, за свою великую Родину – Россию».

Надо заметить, что, как и все предыдущие гербы, выполненные в рамках проекта «Школьная символика», этот символ подготавливался при профессиональном консультировании Александра Курова, известного художника-геральдиста из города Висмара (Германия), советника Гербового отделения Герольдии при Канцелярии Главы Российского Императорского Дома.

(по материалам газеты «Курьер-Поволжье», «Курьер-ТВ+», «Наше слово»)


Дата публикации: 15.04.2011   РубрикаОбщественные новости