В целях популяризации культурно-исторической психологии и повышения уровня исторической грамотности подрастающего поколения к.п.н., психолог Сергей Саратовский начал сотрудничество с рядом образовательных и культурных учреждений Саратовской области. Новый проект предусматривает приобщение учащихся к истории родной школы, привитие им чувства гордости и уважительного отношения к прошлому и настоящему учебного заведения.

Ни для кого не секрет, что жизнь любого из нас тесно связана с символическими изображениями: государственные, региональные и муниципальные гербы, символы специальных служб (например, «Красный Крест») и религиозных конфессий, логотипы предприятий и организаций, дорожные знаки, экслибрисы… Данный список можно продолжать до бесконечности.

Благодаря этим символам люди легче ориентируются в окружающем мире, чувствуют собственную неразрывную связь с определенными (политическими, религиозными, общественными) группами, более эффективно выстраивают отношения с единомышленниками. И вместе с тем – глубже осознают свою уникальность.

Началу реализации нового проекта предшествовала серия общественных мероприятий, проведенных по инициативе Сергея Саратовского: издание и безвозмездная передача краеведческого трехтомника Е.М.Ериной «Под Покровом Богородицы», историко-краеведческие исследования для школ и библиотек Шекснинского района Вологодской области (пос. Шексна, д. Нифантово, д. Костенское), проведение энгельсских районных творческих конкурсов («Пасха в Покровске», «Минувших дней святая память…», «Моя малая Родина» и др.), открытие памятного камня «Оставшимся без погребения» в городе Энгельсе, создание паломнического центра «Покров» при Александро-Невском храме, работа которого основана на духовном и культурно-историческом просвещении людей.

Осуществление этих и других проектов показало готовность людей объединять свои усилия для достижения общественной пользы и их стремление принадлежать к той или иной группе людей, посвящающих себя благому делу.

И подобная принадлежность нередко фиксируется в символах организации. Одним из таких символов является герб. Геральдическая наука уходит своими корнями в далекое прошлое и имеет глубокие традиции, принципы и правила.

Особая роль здесь принадлежит современным школьным гербам, многие из которых, к сожалению, подчас напоминают не геральдический рисунок, а обычную эмблему с набором всевозможных элементов, весьма далеких от традиционной геральдики. Хотя есть и приятные исключения (например, герб МОУ СОШ №101 города Железногорска Красноярского края, созданный по правилам Русской геральдической коллегии).

Практически каждый из нас с особым трепетом относимся к своей школе, к своим учителям и одноклассникам. Это душевное тепло мы проносим через всю жизнь, чувствуя духовное родство с «альма-матер» и сопричастность к ее истории и повседневной жизни. И здесь огромная роль принадлежит объединяющей символике – школьным гербам, необходимость создания и существования которых постепенно подтверждается самой жизнью.

 

* * *

 

Первыми муниципальными учреждениями, для которых были созданы малые гербы, стали (пояснения даны негеральдическим языком):

МОУ ДОД

«Центр развития творчества детей и юношества

города Энгельса Саратовской области»:

 

Здесь мы видим символическое изображение рук Творца, дарующего Земле серебряное ожерелье (Центр и его педагоги) с камнями-самоцветами (творчески одаренные дети);

 

МОУ «Общеобразовательная школа №2 города Энгельса Саратовской области»:

 

Рисунок демонстрирует барабан, купол и главку Крестовоздвиженской церкви, ранее стоявшей на месте современной школы. Горизонтальные бруски (воспоминание о храмовом кирпиче, из которого выстроено 2/3 школьного здания) символизируют базовые «кирпичики знаний», предвосхищающие собой вхождение в большую жизнь (ионическая колонна). Крестообразно просверленный брусок – воспоминание о том, что в годы войны здание школы использовалось в качестве эвакогоспиталя;

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33
города Энгельса Саратовской области»:

Школа №33 образовалась за счет слияния двух старейших энгельсских школ — №11 и №25. Школа – ключ к знаниям, поэтому два ключа (прежние школы) слиты в один (нынешняя школа), а их общее основание-ушко (школа №33) теперь символически объединяет два берега, питаясь из одной «Золотой Реки Знаний» (косая перевязь влево).

 

Сергей Саратовский много времени уделяет созданию символических изображений. На его счету – официальная эмблема Александро-Невского храма (http://www.an-hram.ru/hram_newsview.php?id=22), знак Покровского Православного Общества Милосердия (http://www.an-hram.ru/pmolist.php) и паломнического центра «Покров» (http://www.svsaratov.ru/newsview.php?id_news=33), логотип старейшего саратовского кадрового агентства «Экостатус» (http://www.ecostatus.ru/) и ООО «Созидание» (Энгельс).

При всем при этом Сергей Владимирович не относит себя к числу профессиональных художников и геральдистов, но в своих работах, посвященных гербам, стремится выдержать их составление в соответствии с основными правилами геральдики. Профессиональным консультантом в создании указанных гербов выступает Александр Куров, известный художник-геральдист, советник Гербового отделения Герольдии при Канцелярии Главы Российского Императорского Дома. Ныне Александр Игоревич проживает в городе Висмаре (Германия).

На сегодняшний день достигнута договоренность с рядом школ и культурных учреждений Саратовской области. Вручение гербов будет приурочено к особо значимым датам. Как уже говорилось, это явится лишь первым шагом в совместной практической работе в области культурно-исторической психологии и повышения уровня исторической грамотности подрастающего поколения.

 

По сообщению пресс-службы Покровского Православного Общества Милосердия


Дата публикации: 04.12.2010   РубрикаОбщественные новости