Дорогая Анна!

Рассуждая на тему психически больных детей, мы должны понимать, что работа психолога может вестись только со здоровыми членами семьи (родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами); все остальное, включая непосредственную помощь больному, лежит в пределах компетенции специалистов в области психиатрии и медицинской психотерапии.

Психологи считают семью основным институтом воспитания, закладывающим с детства в каждого из нас то, что мы сохраняем в течение всей последующей жизни. Здесь формируются основы личности ребенка, а образовательные учреждения и взаимодействие с обществом лишь дополняют его личностный портрет.

Ни для кого не секрет, что семья может играть как положительную, так и отрицательную роль в воспитании ребенка. Говоря о положительном влиянии, мы подразумеваем, что близкие люди любят, понимают и поддерживают друг друга, включая больных детей. Если же обстановка в семье тревожная, то позитивное начало уступает место негативному.

Когда дети заболевают психически, они выключаются из нормального жизненного процесса, из коллектива. Все это заметно изменяет личность ребенка, что в свою очередь сказывается на его отношении к себе, к окружающим, к учебе.

В итоге, в своем искреннем стремлении помочь такому ребенку семья сталкивается с весьма сложными психологическими проблемами, ведь его состояние здоровья затрагивает жизнь всех членов семьи, меняет их планы на будущее, перестраивает отношения между ними, приводит к определенным трудностям и конфликтам.

Иными словами, семья уподобляется живому организму, ощущающему боль, если одна из его частей хандрит. И в этой ситуации ее здоровые члены испытывают настоящий стресс и остро нуждаются в психологической помощи. Какие советы можно дать вам, родителям, исходя из имеющейся ситуации?

1.Изначально важно понять, что помощь родному человеку — это та самая благородная и гуманная миссия, которую возлагают на себя родственники. И некоторые из них действительно находят себя в таком служении ближнему;

2.Чрезмерные усилия и непривычный стиль жизни – все это порой вызывает у родственников чувство неудовлетворенности. Поэтому, чтобы чувствовать себя более уверенно и комфортно, психологи советуют тем, кто помогает, непременно сохранять и развивать собственную жизнь, в которой есть место и другим интересам (не связанным с болезнью ребенка): хобби, работа, дружеские связи, личная жизнь и т.д.;

3.Боритесь с чувством вины, которое свойственно многим родителям, имеющим психически нездоровых детей. Жизнь, приносящая истинное удовольствие, и активная жизненная позиция – все это не является проявлением эгоизма или предательства по отношению к больному, а лишь дает новые силы в борьбе с недугом. Иная позиция ошибочна, поскольку постепенно истощает родительские силы;

4.Старайтесь излишне не концентрироваться на состоянии ребенка, поскольку «портрет болезни», который мы создаем у себя в голове, гораздо драматичнее, чем на самом деле. Очень многим родителям свойственно прогнозирование будущей жизни своего болеющего чада: проблемы в учебе, в личной жизни, в общении с людьми. Все это рисуется в весьма мрачных тонах, подчас весьма далеких от реального положения дел. Позитивный подход дает возможность более независимого существования всех членов семьи (включая недужного), позволяет им уделять заметно больше времени собственным интересам.

5.Тем, кто помогает, очень важно сохранять и приумножать собственные жизненные силы. Учитесь отвлекаться от имеющейся ситуации, находя себе дела, до которых уже давно не доходят руки. Начните с простых вещей, постепенно переходя к более сложным и интересным занятиям;

6.Выделите для себя некоторый отрезок времени в течение дня, который свободен от заботы о больном. Такое «личное время» должно стать вашей жизненной позицией, своеобразным ежедневным ритуалом. Тогда у вас появится возможность отдыхать и набираться сил для дальнейшей помощи ребенку;

7.Психологи выделяют ряд психологических видов помощи, применимых в подобных случаях: психообразование, психотерапия и тренинги навыков. Подробнее узнать о них и получить подобную помощь можно в государственных лечебных и научных учреждениях, занимающимися проблемами психического здоровья. Можно обратиться и к частнопрактикующим психотерапевтам, психологам или в негосударственные организации, к которым относятся частные психологические и психотерапевтические центы и различные общественные организации, где трудятся специалисты в области психологии, психотерапии и психиатрии.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2010)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы